Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
23 Ноября
Суббота 2024 год 00:00:00 Время по ведическому летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга 7-я манвантара Эпоха Ману Вайвасваты кальпа вепря первый день 51 года великого Перво-Бога-Творца |
||
|
||
Термины Учения
А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ц Ч Ш Э Я
A
Авадхута
букв. «тот, кто отринул двойственность». Йогин «безумной мудрости», «я» которого полностью стало единым с абсолютным Источником Бытия. Такой йогин действует «не действуя», проявляя свое запредельное состояние в относительном измерении.
Адвайта
букв. «не два».
- Недвойственность Реальности.
- Учение недуализма.
- Недуалистическая школа Веданты (Адвайта-Веданта), основан ная Шри Ади Шанкарачарьей. Философская система, провозглашающая полное тождество индивидуального «я» и абсолютного Брахмана или Бога. В Лайя-йоге об Адвайта-Веданте говорится в контексте Учений сутры.
Антахкарана
букв. «внутренний инструмент». Сущность двойственного ума в четырех его аспектах:
- память (читта)
- движущийся ум, отвлекаю щийся на деятельность пяти органов чувств, рассудок, рациональность и логика (манас)
- интуиция и интеллект (буддхи)
- чувство «я», тенденция эгоизма (ахамкара)
Антахкарана лайя чинтана
букв. «растворение «я». Один из двух путей растворения (лайи) индивидуального сознания во всевышнем Источнике, суть которого в растворении индивидуального ума в осознавании, а осознавания — в изначальной недвойственности. Он соотносится с разделом Учения, раскрывающим Природу Ума (Праджня-янтре).
Ануттара-тантра
высшая колесница тантры, в которой путь достижения Просветления не отличается от плода конечной реализации.
Апабрамса
мистический диалект сиддхов, на котором написаны произведения «дохи» и «карья-гиты».
Апсары
полубожественные существа женского пола, которые могут по своей воле менять облик, жены гандхарвов.
Асуры
гневные воинственные полубоги.
Б
Бдительность
постоянная проверка собственной внимательности. «Тайный друг на пути созерцания», который постоянно следит за непрерывностью процесса созерцания и, если непрерывность созерцания потеряна, восстанавливает ее.
Безопорное состояние (Нираламбха)
состояние Основы, естественное, безопорное состояние Природы Ума.
Биджи
букв. «семена». Тончайшие кармы в причинном теле. При перерождении они разворачиваются как кармические отпечатки (самскары), колебания мыслей (вритти), тонкие импульсы, побуждающие к действию (васаны), и соответствующие мироощущени (бхаваны).
Бинду
- Сияющие сферы радужного света, проявление изначальной энергии осознавания. Возникают как проявление «чистого видения» во время практики Джьоти-йоги и в момент смерти при проявлении бардо Дхарматы.
- Запредельная точка, источник Творения, порожденный первичной вибрацией (нада), исходящей из трансцендентного Абсолюта. Весь этот проявленный мир образует Великое Бинду (Махабинду).
- «Капля души» — сущность сознания в тонком теле человека, которая перемещается по чакрам и внутренним каналам (нади), следуя за движением ветра. В теле существуют две главные «капли души»:
красная бинду (махараджас) — «семя, полученное от Матери». Она располагается в области йонистхана, при усилении ее влияния (при очищении тонкого тела от желаний) йогин испытывает возраста ющее переживание блаженства.
белая бинду (шукла) — «семя, полученное от Отца». Ее местонахождение в сахасрара-чакре над головой. При очищении тонкого тела от состояний гнева влияние белой бинду усиливается, и раскрываются различные виды сверхчеловеческой ясности. В момент смерти и полного Пробуждения две этих капли смешиваются в сердце.
«Бить свинью дубинкой по рылу»
выражение, означающее, что йогин должен пресекать проявление омрачающих эмоций (таких как гнев, жадность, вожделение, привязанность, гордость и зависть), не вдаваясь в крайность самоуничижения, держаться созерцательного присутствия.
Благие деяния
деяния, сводящиеся к тому, чтобы избегать десяти неблагих деяний и совершенствоваться в развитии щедрости, дисциплины, терпения, усердия, медитации и мудрости.
Божественное тело света (Дева-дехам)
- Конечная цель практики Лайя-йоги, полная реализация трех пробужденных тел: тела Мудрости (Джняна-дехам), тела Света (Пранава-дехам) и трансформированного физического тела (Шуддха-дехам).
- Тело, которым обладают боги верхнего Мира Форм.
«Большой прыжок»
стадия, предшествующая осуществлению полной реализации в Джьоти-йоге. При проецировании внутреннего света йогина из сердца через глаза, внутреннее и внешнее пространства смешиваются, благодаря чему постигается полная пустотность всех вещей и раскрывается «чистое видение».
Брахма-бхавана
мироощущение «Я есть Все». Сущность Гуру-йоги в Ануттара-тантре. Непрерывное поддержание такой осознанности — основная практика Лайя-йоги. В сочетании с искусными методами тантры поддержание Брахма-бхаваны приводит к полной реализации.
Брахман
(от санскр. «бхриг») распространяться, возрастать, увеличиваться) — Высшее Бытие, Сознание Абсолюта, абсолютная Реальность, бесконечно распространившая себя. В Веданте говорится о двух аспектах Брахмана:
- проявленный Брахман, обладающий качествами (сагуна, вьякта)
- непроявленный Брахман, бесформенная абсолютная Реальность (ниргуна, авьякта). В терминах Лайя-йоги Брахман — это Праджняна-гхана, исконная Мудрость естественного состояния.
Брахмаракшас
дух Учителя или Гуру, знаниями которого пренебрегали при жизни.
«Бровное видение»
особый тип видения, развивающийся в практике созерцания Йоги Света. Сияние, исходящее с уровня бровей и связывающее йогина с гневными божествами (яростными аспектами его собственной энергии).
Бхагаван
- Абсолют, нашедший свое полное выражение в личностном аспекте (Бог).
- Титул мудреца, познавшего свое полное тождество с Бытием.
Бхуты
- Духи пяти грубых первоэлементов.
- Призраки или духи недавно умерших людей, сильно привязанных к жизни на земле, против которых используются охранительные мантры.
В
Васаны
желания, импульсы в тонком теле, привычные устоявшиеся склонности характера, обусловленные кармическими отпечатками, влияние которых необходимо преодолеть для достижения Просветления.
Великий Переход (Кайя-вьюха)
полная трансформация всех тел в состояние Света, достижение радужного тела Света.
Ветер (прана)
жизненная сила, движущаяся по семидесяти двум тысячам энергетических каналов тонкого тела (нади), перемещающая «каплю сознания» (бинду). Выделяют десять основных жизненных ветров. Пять главных, поддерживающих силу пяти элементов: прана, самана, удана, вьяна и апана; пять дополнительных: нага, курма, крикайя, девадатта, дхананджая. В момент смерти или при реализации Радужного тела происходит разрушение первоэлемен тов, и все эти ветры втягиваются в центральный канал.
Взгляд
недвойственное видение, понимание того факта, что абсолютная Реальность существует вне субъекта и объекта.
Видение
восприятие Реальности. Существует три типа видения:
- кармическое или «нечистое видение» — это видение, возникающее на основе пяти омрачений сознания, которые в своей совокупности образуют восемьдесят тысяч страстей
- новое восприятие действительности, возникающее во время медитации
- «чистое видение» как измерение просветленных живых существ, не ограниченное рамками пространства и времени.
При преобразовании пяти омрачений сознания в пять мудростей происходит естественное высвобождение пяти изначальных элементов. Признаки такого высвобождения: проявление мандалы с божествами, дворцами, большими и малыми сферами света, узоры наподобие ковровой парчи и т.д.
Виная (Виная самхита)
конкретные нормы поведения в конкретных ситуациях во внешнем мире, предназначенные для монахов, особенно в период практики сутры. Включает в себя: пять Махавратам («Великих обетов»); четыре Параджика (четыре особых правила); семь правил гармоничной жизни. Впервые были прочитаны на собрании пятиста архатов Махакашьяпой сразу после ухода Будды.
Внемысленное (аманаска)
конечное состояние реализации в Йоге Света, поглощение двойственного ума Источником.
Внешний знак реализации (бахир лакшья даршана)
проявление внешнего света. Знак реализации в Йоге Света, возникающий на второй ступени созерцания.
Внимательность
непрерывная направленность ума на объект. Намерен ное усилие в медитации, способ не отвлекаться. В Лайя-йоге является одной из предварительных практик для развития созерцательного присутствия как подготовительная к основной практике созерцания. Внимательность развивается в два этапа: сначала она намеренная, затем становится непрерывной и непринужденной. Основной спутник внимательности — бдительность.
Внутренний знак реализации (антар лакшья даршана)
проявление внутреннего света, которое возникает при практике Йоги Света на первой ступени созерцания.
Воззрение
способ практически пребывать в недвойственности без всякой опоры (Нираламбха).
Восемь мирских забот
изъяны непросветленного сознания: привязанность к удовольствию, приобретению, похвалам и славе, неприязнь к потере, боли, хуле и позору.
Вселенский импульс Абсолюта (Ануграха)
одна из пяти энергий Садашивы, сила благословения, самораскрытия (другие четыре: силы творения, поддержания, разрушения и сила сокрытия или иллюзии). Ответный импульс, нисхождение Абсолюта через тело истинного блаженства (анандамайя-коша) во все тела йогина вплоть до их полной трансформации в состояние Света. Нисхождение вселенского потока милости Ануграхи — основной метод практики в Лайя-йоге.
Въйоман
пространство, реализованное в практике Йоги Света. В текстах говорится о пяти пространствах:
- Гуна-рахита-акаша — восприятие «простран ства сознания без качеств», возникает в начале созерцания
- Парам-акаша — «высшее пространство». Представляет собой полную темноту, которую озаряет свет, возникающий в результате созерцания
- Маха-акаша — «великое пространство», оно подобно пламени вселенского пожара в конце мирового цикла, когда разрушается Вселенная
- Таттва-акаша — «сущностное, истинное пространство», превосходящее все своей яркостью
- Сурья-акаша — простран ство, напоминающее сияние ста тысяч солнц.
Эти виды пространства раскрываются йогином в момент достижения радужного тела Света.
Веданта
букв. «конец, или цель Вед». Одна из 6-ти главных систем индийской философии, опирающаяся всецело на Веды, но в то же время представляющая дальнейшее свободное развитие их миросозерцания. Учение Веданты – пантеизм, утверждающий внутреннее единство всего сущего и полное тождество познающего субъекта и познаваемого абсолютного существа: душа человека, атман (суть, сущность), представляющаяся в виде дыхания, есть в тоже время вечный принцип всякого бытия – брахма. Система Веданты изложена в Веданта-Сутре (Брахме-Сутре) Вьясы и в комментарии Шанкары (мудреца, жившего в VIII в.).
Г
Гандхарвы
Божественные существа из Мира Форм, небесные танцоры, певцы и музыканты.
Глаз Дхармы
особая искусность в поддержании созерцательного присутствия во сне со сновидениями и во сне без сновидений.
Гневные божества
чистое проявление яростных энергий йогина (энергии нижних чакр).
Гуру
букв. «тот, кто разрушает неведение ученика». 1. Духовный Мастер. 2. В Лайя-йоге Гуру — это Абсолют, единство всех Учителей и святых, само бесконечное сознание ученика, источник благословения и причина реализации.
Гуру-йога
ключевая практика высших тантр. Слияние сознания ученика с умом Мастера. Путь передачи созерцательного присутствия.
Гухьяки
спутники бога богатства Куберы.
Гухьясамаджа
«Тайные общины».
- Собрание йогинов, практикующих секретные Учения тантры. К ним принадлежали многие святые из канона восьмидесяти четырех махасиддхов.
- «Гухьясамаджа-тантра» — Учение отцовской тантры о Кундалини и методах порождения, «великий царь тайных текстов» Ваджраяны, приписываемое Брахману Сарахе или Нагарджуне.
- Гухьясамаджа — трехликое божество Ануттара-тантры, которое символизирует совершенство трех каналов (лунного, солнечного и центрального).
- Общее вы ражение для всех Просветленных: «гухья» — тайная тройственная сущность тела, речи и ума; «самаджа» — собранные вместе.
Д
Дакини
женские тантрические божества, покровительствующие практикам и передающие тайные наставления.
Два способа проявления чистых элементов
- В естественном состоянии, когда пять чистых сияний порождают пять мудростей, что приводит к развитию тела Света.
- В кармическом видении, когда свет пяти первоэлементов воспринимается отдельным от естественного состояния, внешним, тогда пять первоэлементов и их сияния последовательно нисходят до состояние грубых первоэлементов и пяти омрачающих эмоций.
Девы
общее название божественных существ, имеющих сияющие духовные тела. Девы обитают в Мире Страстей и верхнем Мире Форм.
«Делать клеши мудростью»
выражение, означающее объединение или интеграцию созерцательного присутствия с энергией эмоций и страстей. Существует пять ступеней при интеграции:
- свидетельствование
- слышание
- аромат
- касание
- превращение
Десять видов звука в Нада-йоге
ступени раскрытия изначального звука в практике Нада-йоги, каждой из которых соответствует определенное переживание в уме и теле практикующего. Интеграция с этими звуками в естествен ном состоянии приводит к состоянию Просветления. Тексты по Нада-йоге говорят о десяти видах звука: «тинь», «тинь-тинь», звуке колокольчика, раковины, струнного инструмента, хлопка, флейты, мриданга (индийского барабана), большого боевого барабана, грома.
Десять неблагих деяний
существуют неблагие деяния тела, неблагия деяния речи, неблагие деяния ума.
- Неблагие деяния тела:
убийство
присвоение чужого
неправильное сексуальное поведение
- Неблагие деяния речи:
ложь
подстрекательство к раздорам
резкие слова и пустословие
- Неблагие деяния ума:
жадность
недоброжелательность и ложные воззрения
Совершение этих десяти неблагих деяний ведет к накоплению дурной кармы и перерождению в трех низших мирах.
Джняна
мудрость.
Джняна бхуми
семь ступеней Просветления:
- желание Просветления (шубхекша)
- исследование (вичарана)
- утонченный ум (тануманаса)
- самореализация (сатвапатти)
- непривязанность (асамшанти)
- невосприятие объектов (падармбхабхавана)
- трансцендентальность (турьяга)
Джьоти-янтра
Вселенная Света. Одна из пяти янтр Лайя-йоги. В разделе Джьоти-йоги йогин особым образом практикует созерцание света, благодаря чему у него появляются внутренний, внешний и промежуточный знаки, раскрываются пять пространств и происходит растворение тонких концептуаль ных слоев ума.
Дохи
мистические песни, написанные сиддхами. Появились в конце VIII в. н.э. в Индии. Передавались изустно и были популярны среди простого народа вплоть XII в. Дохи простым языком передают совершенную реализацию Просветления Сахаджаяны.
Дхарма
букв. «то, на чем все держится». Вторая из Трех Драгоценностей. Сущность духовного Пути, позволяющего выйти за пределы ложного восприятия Реальности. Реальность как таковая.
Дхьяна
медитация; состояние однонаправленной концентрации в течение 144 секунд; однонаправленность внимания в сторону трансцендентного Сознания. В буддизме выделяют восемь состояний медитативной погруженно сти, после чего реализуется Просветление.
Е
Единая самайя созерцания
непрерывное узнавание естественного Ума. Главная самайя, ненарушение которой означает соблюдение остальных многочисленных самай. Совершенные качества единой самайи: бессущностность всех явлений, непостижимость всех явлений (ачинтья), изначальная чистота (ниранджана), бесконечность (ананта), всепроникновение и нераздельность единства (адвайта).
Единство блаженства и Пустоты
реализация тантры.
- Соединение блаженства в теле с пустотным осознаванием.
- Соединение красной и белой бинду, в результате которого раскрывается изначальное состояние Просветления и «великое блаженство» (Махасукха).
«Единый вкус» (самараса)
глубокий уровень созерцательного присутствия йогина-авадхуты, когда все внутренние и внешние явления восприни маются равностно, без оценок, приятия и отвержения, интегрируясь в состояние созерцания.
Естественное состояние (сахаджа авастха)
естественное состояние пробужденного Ума, саморожденная Мудрость изначального «Я», спонтанно присущая каждому живому существу.
З
Заслуги
положительное кармическое следствие благих деяний. Накопление заслуг и уменьшение плохой кармы приводит к перерождению в высших мирах.
Звуки Нада
звуки, возникающие в результате практики Нада-йоги, являются чистым проявлением изначального звука.
«Золотое правило созерцания»
три сущностных принципа:
- получить прямое введение в естественное состояние (шравана)
- утвердиться в нем, устранив все сомнения (манана)
- пребывать в естественном состоянии, не отвлекаясь, вплоть до полной реализации (нидидхьясана)
И
Измерение (лока)
мир, сфера или план существования. Выделяют три уровня существования:
- Мир Явлений — материальная, видимая Вселенная
- Мир Форм (астральный мир) — мир чистых форм. Его обитатели обладают тонкими сияющими телами и не имеют грубых привязанностей
- Мир Без Форм (каузальный мир) — живые существа здесь не имеют формы и являются чистым сознанием.
В тантре считается, что вся Вселенная уже находится в теле йогина и проявляется как различные энергетические каналы и чакры.
Изначальная энергия Вселенной (Адья Шакти)
изначальная недифференцированная энергия, проявление игры, полноты энергий Абсолюта. Она — источник энергии познания (джняна), энергии воли (иччха) и энергии действия (крийя). Через практику Адья-шакти узнается как многообразные манифеста ции световых видений и сияний-божеств (Девата-спхурана), как различные грани проявления изначального звука (Нада).
Изначальный Владыка (Адинатха)
- В Лайя-йоге «Изначальный Владыка» это одно из названий Ясного Света, естественного состояния Бытия.
- Бхагаван Шива как изначальный Гуру в традиции йога-натхов.
Иллюзорное тело (Майя-дехам)
- Тонкое тело йогина, созданное силой медитации в астральном мире.
- Иллюзорное тело божества, один из видов Освобождения в тело Света (Пранава-дехам), реализуемый методами преображения (тантры), визуализациями и начитыванием мантр. Такое тело действует в верхнем астральном мире.
- Иллюзорное тело божества, один из видов тела Света, реализуемый силой одного только созерцания.
- Одна из шести доктрин Наропы.
Интеграция двух пространств
интеграция субъекта и объекта, следующая фаза после пробуждающего импульса божественного самораскрытия. Является кульминационной точкой в практике созерцания или моментом полного Пробуждения.
Исконная Мудрость (Праджняна)
изначальная Мудрость естественного состояния, свободная от умозрительных понятий.
Исконный Ясный Свет
«Свет Матери», изначальная Основа (Ади-сахад жа). Он обладает четырьмя качествами:
- изначальной чистотой
- спонтанным совершенством
- нейтральностью
- единой сферой тотальности
В процессе созерцания «Свет Матери» объединяется со «Светом Сына», и йогин узнает свое лицо до рождения.
Истинное «Я» (Атман)
истинная Самость, тождественная Абсолюту (Брахману), абсолютная Реальность в йоге. Описывается как Сат-Чит-Ананда — одновременное переживание Вечного Бытия-Осознавания-Великого Блаженства. В Лайя-йоге высшее «Я» — саморожденная Мудрость (Сахаджья).
Ишта-девата
санскр. «избранное божество».
- В высших тантрах избранное божество рассматривается неотличным от изначального Ума самого практикующего. Созерцание единства стадий развития и завершения приводит практика к Просветлению через реализацию иллюзорного тела.
- В двойственных тантрах избранное божество воспринимается как Бог, превосходящий как мир, так и индивидуальное «я». Практикующий связывается с ним через установление определенного вида взаимоотношений (расы) слуги, друга, родителей или возлюбленного, что приводит к одному из четырех видов Освобождения.
Индуистская концепция времени
концепция деления времени на периоды в соответствии с жизнью Брахмы, творца Вселенной. «День» и «ночь» Брахмы, – кальпа, – длится 8 640 000 000 лет. Один «день» Брахмы состоит из тысячи махаюг, каждая из которых делится на 4 юги: крита-, трета-, двапара- и кали-югу. Время жизни Брахмы и его творения – 100 лет Брахмы, или 311 040 000 000 000 земных лет.
Й
Йога «не-медитации» (анупайя)
созерцательное недеяние. Основной метод практики в Ануттара-тантре, при котором йогин не поддается отвлечению ни на миг, не делает объектом медитации ни пылинки, не придумывает и не воображает. В ней нет нужды что-то делать, так как это ненамеренная медитация.
Йога Света (Джьоти-йога, Тарака-йога)
эзотерическая практика созерцания, кратчайшим способом ведущая к окончательной реализации — достиже нию Радужного тела. Является сердцевиной Учения Лайя-йоги.
Йога Сна (Йога Ясного Света)
раздел Нидра-янтры, позволяющий раскрыть созерцательное присутствие и различные виды света в момент сна.
Йога Сновидений (Йога-нидра)
раздел Нидра-янтры, позволяющий развить осознанность в сновидении, трансформировать сны и развивать тело сновидения.
Йога-тантра
одна из четырех тантр. Методы йога-тантры: работа с каналами, ветрами и сущностными каплями в теле, визуализация божеств. Классически, методы йога-тантры позволяют достичь Просветления в течение семи жизней.
Йонистхана
место в области ниже пупа, являющееся резервуаром жизненной силы в теле человека, аналог дань-тянь в даосизме.
Йогин
Слово йогин (именительный падеж: йоги) является производным от того же самого глагольного корня, что и йога, то есть юдж, и обозначает практикующего йогу – новичка, подготовленного учащегося, или даже полностью осуществившегося подвижника, который обрел Самопознание. Женщина, практикующая йогу, именуется йогини.
К
Карма
закон причин и следствий, который обуславливает перерождение живого существа.
Кармические ветры
нечистые ветры (праны) в тонком теле человека. Потеря созерцания и следование в момент смерти за кармическими ветрами приводит к перерождению.
Кармические отпечатки (самскары)
подсознательные тенденции и ментальные впечатления, из которых возникают колебания мыслей (вритти) и тонкие импульсы (васаны).
Кармическое видение
обыденное непросветленное восприятие себя и мира. Видение энергии Ясного Света, обусловленное предыдущими кармичес кими отпечатками в потоке сознания.
Карья-гиты
«песни истинного Пути». Возникновение карья-гит можно отнести к X—XII вв. Они отражают идеи тантрического буддизма и описывают эзотерический опыт сиддхов (мастеров «безумной мудрости»), используя язык символов, иносказаний и парадоксов.
Ключевые моменты в практике шамбхави-мудры
невынесение оценок и суждений, отсутствие усилий, признание чистоты и совершенства созерцае мого, однонаправленность в поддержании созерцания.
Ключевые моменты в созерцании
- поддерживать расслабленным тело
- поддерживать расслабленным ум
- отождествлять все с Изначальным Источником
Колебания мыслей
(вритти - санскр. «водоворот», «мыслеволны»). Двойственные колебания мысли, которыми как бы затмевается исконная Мудрость. Мысли этого вида ума (читты) разделяются, согласно Раджа-йоге, на пять групп:
- правильные идеи
- ложные идеи
- фантазии
- идеи, приходящие во время сна
- воспоминания
Концентрация (дхарана)
сужение ума и принудительная концентрация на объекте или мысли. Концентрация бывает на грубом, внутреннем или абстрактном объекте.
Коши
согласно Учению йога-тантры, человек обладает пятью телами, которые скрывают собой сияние истинной Реальности (Атмана):
- оболочка физического тела — аннамайя-коша
- эфирного тела — пранамайя-коша
- астрального тела — маномайя-коша
- каузального тела — виджнянамайя-коша
- оболочка первичного неведения или тело истинного блаженства — анандамайя -коша
Сущность всех этих состояний сознания — изначальная Реальность Ясного Света.
Крайние воззрения
крайние воззрения на Реальность, такие как этернализм и нигилизм. Этерналисты утверждают, что чувственно воспринимаемый мир является внешним по отношению к «я» и реально существует вне воспринимающего субъекта. Нигилисты, наоборот, полагают, что не существует ни кармы, ни потока сознания, признавая действительной Реальностью лишь непроявленное, отвергая игру энергий Абсолюта.
Крийя-тантра
путь достижения Освобождения через использование ритуальных действий и поклонения. Низшая из четырех тантр в классификации индуизма и тантрического буддизма.
Л
Лайя
«растворение в Абсолюте». Мгновенный путь Просветления, когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.
Лайя-йога
- Прямой путь практической Адвайты, находящийся за пределами слов и методов; высшая колесница, квинтэссенция Учений йоги и тантры.
- Мистическая традиция Учения о реализации высшего Освобождения в радужное тело Света за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренними светом и звуком.
Впервые о Лайя-йоге упоминается в таких текстах, как «Йога Таттва Упанишада», «Шива Самхита» и «Гхеранда Самхита». Патриархами Лайя-йоги считаются несколько богов и святых: Шри Авадхута Даттатрейя, Бхагаван Шива, махасиддхи Матсиендранатх, Горакшанатх и Брахман Сараха, Анама Прабху. В рамках тантрического индуизма существует несколько школ Лайя-йоги. В основном они разделяются на два пути: антахкарана лайя чинтана и панчабху та лайя чинтана.
Лайя-крама
процесс последовательного полного растворения элементов физического тела и втягивание их в центральный канал вплоть до превращения в бессмертное радужное тело Света. Признаки успешной практики Лайя-йоги.
Лила
букв. «игра», «развлечение».
- Спонтанная игра, ничем не обусловленная эманация Абсолюта.
- Недвойственное, спонтанное поведение йогина-авадхуты, его отклик на любые обстоятельства без приятия и отвержения, деления на чистое и нечистое.
Линия передачи Учения (Парампара)
прямая передача Учения из чистого измерения через просветленных богов по цепи ученической преемственности от Учителя к ученику. Таким образом сохраняется чистота передачи Учения.
М
Манана
«памятование». Второй из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, означающий укрепление в естественном состоянии и устранение всех сомнений относительно него.
Мандала
«круг». Священное мистическое пространство «чистого видения», божество вместе с его окружением.
Мара
демон. Четыре мары, создающие препятствия в духовной практике:
- Мара скандх — цепляние за самосущее существование пяти оболочек сознания
- Мара клеш (демон омраченных состояний сознания) — потворствование пяти ядам:
гневу
жадности
привязанности
неведению
гордости
зависти
- Мара «сын небожителя» — цепляние за различные переживания в практике (ясность, блаженство и Пустоту); желание остановиться на достигнутом в духовной практике, не достигнув Просветления
- Мара цепляния за «я» — при переживании недвойственности цепляние за субъект-объектные взаимоотношения.
«Мать кормит сына»
термин высших методов созерцания пространства в Лайя-йоге. Указывает на переходную стадию созерцания от самотрансцен денции (прапатти) к самоузнаванию (пратьябхиджня). Означает состояние, когда внешнее пространство («Мать») смешивается с внутренним («Сын»), углубляя и «кормя» его ясность через восприятие органами чувств проявленного мира.
Мир Без Форм (Арупа-лока)
каузальный мир. Здесь живые существа свободны от формы и являются чистым бесконечным космическим сознанием, однако у них остается привязанность к тонким состояниям Пустоты. Мир Без Форм делится на четыре части:
- состояние безграничного пространства, продолжительность жизни двадцать тысяч кальп
- состояние безграничного сознания, продолжительность жизни сорок тысяч кальп
- состояние отсутствия самобытия, продолжительность жизни шестьдесят тысяч кальп
- состояние ни познания, ни непознания, вне времени
Мир Без Форм переживается с пятой по восьмую дхьяны, после чего достигается состояние Нирваны.
Мир Форм (Рупа-лока)
астральные миры. Астральный мир делится на верхний и нижний астральные миры. Нижний астральный мир соответствует Миру Страстей. Верхний астральный мир — это мир чистых форм, где обитают боги. Они обладают огромной светящейся аурой и утонченным сознанием, у них нет материальных привязанностей, однако и они обусловлены своим восприятием и имеют склонность привязываться к тонким состояниям ясности. Эти миры переживаются в медитативном погружении с первой по четвертую дхьяны. Верхний астральный мир в целом включает в себя семнадцать миров, которые в свою очередь делятся на четыре части.
Мир Явлений (сансара)
материальная Вселенная, образованная шестью мирами сансары: ада, претов, животных, людей, асуров и богов. В эти миры можно попасть при перерождении, а покинуть — после оставления физическо го тела. Живые существа здесь ограничены в способностях и несвободны в перемещении.
Мирные божества
проявление чистых энергий естественного состояния (энергии верхних чакр).
Мироощущение (бхавана)
мироощущение, порожденное кармическим видением и колебаниями мыслей (вритти). Определенное чувство себя и мира.
Мистическое тепло (шуддхи-ушанам)
священное, несущее покой тепло. Оно возникает само как следствие углубления созерцательного присутствия и развивается в результате аскетических практик и техник Кундалини-йоги или подлинной любви к Богу. В процессе мистического тепла происходит расплавление внутренних элементов в теле йогина.
Моменты естественного вхождения пран в центральный канал
- момент оргазма
- момент зевания
- момент смерти
- в промежутке между двумя дыханиями
- в сверхсознательном состоянии (самадхи)
Н
Наги
могущественные существа, населяющие воды и охраняющие сокровища. Они принадлежат наполовину к Миру Животных, наполовину к Миру Богов. Обычно живут в змеином облике, но способны принимать и человечес кий образ. Считается, что они управляют погодой, особенно дождями.
Нада-йога
йога созерцания внутреннего звука. В текстах по Хатха-видье Нада-йога — один их главных среди двухсот пятидесяти тысяч способов растворения сознания (лайи), поведанных Шивой Адинатхом.
Нада-янтра
Вселенная Звука. Одна из пяти янтр Лайя-йоги, использую щая для интеграции и углубления естественного состояния практики созерцания внутреннего звука.
Нади
каналы. Энергетические каналы, пронизывающие тонкое тело человека. Всего существует четыреста тысяч нади, которые проводят жизненную силу (прану). Из них лунный (ида), солнечный (пингала) и центральный (сушумна) — основные, а гандхари, хастаджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, сарасвати, паяшвини, варуни и вишводара — дополнительные.
Намерение (санкальпа)
четко сформулированное намерение, волеизъявление.
«Не бить свинью в пятачок»
выражение, означающее, что когда омрачающие эмоции (клеши) одолевают сознание йогина, он не очень беспокоится по этому поводу, а пытается держаться состояния присутствия.
Неведение (авидья)
оболочка неведения или блаженства, самая тончайшая из оболочек, покрывающая изначальное состояние Атмана. Неведение бывает врожденное, как забывчивость своей подлинной природы, и приобретен ное, наложенное воспитанием, социальным положением и т.д.
Недвойственное видение
три точки зрения недвойственного восприятия Реальности в Лайя-йоге, соответствующие сутре, тантре и Ануттара-тантре:
- «Лишь Брахман есть истинная Реальность, все остальное — нереально»
- «Все есть Абсолют, а видимые проявления являются манифестацией, игрой Абсолюта»
- «Я есть Все».
Нектар (амрита)
мистическая субстанция, стекающая из сома-чакры при опускании Кундалини, дарующая самадхи и бессмертие. Опускаясь вниз, она очищает чакры и заставляет таять внутренние элементы в них, что порождает особые виды блаженства.
Неотвлечение
цельность практики созерцания, ее непрерывность.
Нечистые таттвы (ашуддха-таттвы)
пять чистых сияний, которые проявляют себя как грубые первоэлементы и органы чувств.
Нидидхьясана
последний из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, непрерывное поддержание мироощущения «Ахам Брахмасми» в четырех действиях: еда, ходьба, сон и разговор, в трех положениях тела: стояние, сидение и лежание.
Нидра-янтра
Вселенная Сновидений, одна из пяти янтр Лайя-йоги. В Нидра-янтру входит Йога Сновидений и Йога Сна. В Йоге Сновидений ученик развивает осознанность в тонком теле сновидений до тех пор, пока оно не обретет полноценное бытие. В Йоге Сна йогин упражняется в распознавании простран ства Ясного Света.
Нирвана
исчерпание всех причин сансарного бытия. «Малой Нирваной» называют Освобождение от круговорота бытия, которого достигают архаты практикой сутры. Когда говорят о полном Просветлении, то имеется в виду совершенное состояние, которое не впадает ни в крайность сансарного бытия, ни в пассивное состояние угасания, достигаемое архатом.
О
Омрачения сознания (клеши)
пять омрачающих эмоций, скрывающих изначально чистую и самосияющую Природу Ума:
- гнев
- жадность
- привязанность к материальному
- гордость и зависть
- тупость и неведение
Клеши являются следствием загрязненного проявления пяти первоэлементов в теле человека: земли, воды, огня, воздуха и пространства. При очищении клеши преобразуются в пять мудростей, что приводит к состоянию «чистого видения».
Освобождение (Мокша)
прямое переживание света недвойственной Реальности в самадхи. Способность войти в Нирвану путем отъединения, благодаря энергии или концентрации.
Основа
Основа Бытия, основание как ума, так и чистых и нечистых явлений. Синоним Праджняны, Природы Будды.
«Оставить все, как есть»
выражение, означающее, что при восприятии объектов к ним не устанавливается какого-либо отношения, они не отвергают ся и не принимаются, а оставляются в своей собственной природе. Объекты воспринимаются, но йогин при этом не покидает состояния созерцания, оставаясь в недеянии.
Отвлечение
отвлечение от созерцательного присутствия, которое нужно вовремя замечать и возвращаться к осознанности.
Отклонение в видении
практиковать и получать опыты, но не понимать недвойственную природу Реальности, мира и «Я».
Отпускание и расслабление
ключевые моменты в практике созерцания.
«Отпускание себя» («полый бамбук»)
выражение, указывающее на то, что йогин должен отсечь надежды, цепляния и страхи, оставить свои эгоистич ные восприятия и открыться превосходящей силе Света исконной пробужден ной Мудрости абсолютного «Я» (стадия самотрансценденции).
«Отсечение надежды и страха»
самотрансценденция, путь отсечения надежды и страха, предания себя на милость исконного Света абсолютного «Я».
П
Паранада
согласно философии Нада-йоги, Паранада — это изначальный «беззвучный звук», неотделимый от света, из которого исходит первичный звук «ОМ» (Пранава) и все остальные виды звуков (Нада).
Пишачи
духи невысокого уровня.
Плод
результат, конечная цель любого Учения. В Лайя-йоге высшим плодом является реализация радужного тела Света (Саруба-мукти).
Поведение
привнесение созерцательного присутствия во все действия повседневной жизни, смешивание созерцательного присутствия с тремя видами действий: благоприятными, нейтральными и неблагоприятными.
«Поддержание жаркого глаза»
см. «Глаз Дхармы».
«Поддержание свежести»
выражение, указывающее на объединение созерцания с повседневной деятельностью. Практика непрерывного созерцания, поддержание естественного состояния Природы Ума без понятий созерцания и созерцающего.
Праджня-янтра
Вселенная Мудрости, одна из пяти янтр Лайя-йоги, ключевой раздел Учения, связанный с наставлениями по открытию Природы Ума. Включает в себя практики прямого введения, медитации Пустоты и самоиссле дования, концентрацию и различные методы самооcвобождения.
Прана-ум
единство праны и ума. Сиддхи единства праны и ума — это полный контроль ветра, т.е. такой уровень практики, при котором мудрость (джняна) и метод (упайя) неотличны, прана входит в центральный канал только силой созерцания.
Пранава
первичный звук «ОМ», источник всех остальных звуков во Вселенной.
Праны мудрости
очищенные праны, не содержащие нечистых карм. Исходят из центрального канала.
Прапатти
самоотдача.
- Отбрасывание себя, отказ от цепляния за установки личного «я».
- Вторая ступень созерцания после самоосвобождения, предшествующая самоузнаванию.
Предание себя высшему «Я» (Атма-ниведана)
практика самоотдачи в бхакти.
Препятствия
существует три типа препятствий в духовной практике: внешние, внутренние и тайные.
- Внешние препятствия — это препятствия пяти элементов (болезни) и отсутствие возможностей встретить Гуру, истинное Учение, поселиться в святом месте. Они устраняются практикой жертвования, верой в Три Драгоценности и в свою изначальную Пробужденность.
- Внутренние препятствия связаны с кармическими ветрами, каналами и «каплей души». Устраняются техническими практиками Кундалини-йоги, очистительными практиками, визуализацией, начитыванием мантр.
- Тайные препятствия: цепляние за субъект-объектное восприятие. Они устраняются поддержанием правильного видения, отпусканием себя, самоотдачей, обменом себя на других, служением внеличностному. Тайные препятствия практически невозможно разрушить без помощи Гуру.
Преты
голодные духи; люди, привязанные к материальному, после смерти которых не совершались обряды (неприкаянные души).
Принятие «великого решения»
«великое решение» о недеянии — намерение продолжать оставаться в состоянии созерцательного присутствия вплоть до полной реализации.
Природа Ума
Ум как таковой, неизменная основа движущегося ума (манаса).
Пробужденность
самопребывающее неотвлечение, нераздельность изначально свободного осознавания (Сахаджья) и внимательности.
Промежуточное состояние
(санскр. «антарбхава», тиб. «бардо») состояние человека после смерти перед новым воплощением. Говорится о восьми видах промежуточного состояния.
Промежуточный знак
термин Йоги Света, касающийся смешивания внутреннего и внешнего пространства. На этой ступени проявляются и пережива ются видения второго и третьего уровня.
Просветление
высшая цель духовной практики, слияние индивидуально го сознания с абсолютным путем мудрости (джняны). Сознание, расширяясь, последовательно проходит четыре состояния Мира Без Форм, утрачивает чувство эго, после чего осознается великая Пустота. Критерием Просветления является непрерывное сознание во сне со сновидениями и во сне без сновиде ний.
Пространство (акаша)
- Исконная осознанность, проявляющаяся как три вида пространства:
- внешнее пространство Вселенной, которое содержит все проявленные феномены сансары (бхут-акаша)
- внутреннее пространство сознания живого существа, т.е. его мысли и эмоции (чит-акаша)
- тайное пространство сердца (хрид-акаша)
В Реальности эти три пространства неотдели мы друг от друга.
- Раздел учения Лайя-йоги, использующий тайные методы созерцания, которые способны привести опытного йогина к полной реализации.
Прямое введение (пратьябхиджня даршан)
непосредственная передача недвойственного взгляда от Учителя к ученику. Введение в исконную осознан ность молчанием или криком, с помощью символов, загадок и с помощью разъяснений.
Пустота
(Шуньята, от санскр. «шунья» — Пустота, «та» — способность Пустоты познавать) — основа, сущность всех явлений и ума. Трансцендентное сознание. Маханирвана.
Путь
особые методы практики, позволяющие раскрыть изничальное состояние Основы и обрести плод конечной. Вторая из трех составляющих Учения (две другие: описание Основы и реализация плода).
Пятеричное наставление растворения (панча санкальпа лайя чинтана)
мистический алгоритм, передающийся в традиции сиддхов при прямом введении, указывающий йогину последовательность безошибочного продвижения к высшей реализации. Его суть:
- все видимое сводить к уму
- ум сводить к Пустоте
- Пустоту сводить к Ясному Свету
- Свет сводить к недвойственности
- недвойственность сводить к блаженству
Пять мудростей
при очищении первоэлементов пять нечистых состояний (клеш) превращаются в пять пространств пяти мудростей:
- равностная мудрость (элемент земли)
- зеркалоподобная мудрость (элемент воды)
- различающая мудрость (элемент огня)
- всесвершающая мудрость (элемент воздуха)
- всеохватывающая мудрость (элемент пространства)
Пять первоэлементов (махабхуты)
элементы, из которых состоят вся внутренняя и внешняя Вселенная:
- земля (притхиви)
- вода (апас)
- огонь (агни)
- воздух (вайю)
- пространство (акаша)
Р
Радужное тело (Пранава-дехам)
бессмертное нематериальное тело Света.
Ракшасы
демоны, чинящие препятствия.
Раса
букв. «вкус». Временное переживание состояния недвойственности.
Расслабление
основной моменит в практике созерцательного недеяния: расслабления тела, речи и ума, способное открыть йогину естественное состояние.
Рита
«космический закон, истина». Закон космической гармонии, изначальная пульсация, великий вселенский ритм, присущий Бытию, действующий на сверхтонком, тонком и материальном уровнях.
Ритрит
уединенная практика в затворе с соблюдением обязательств и расписания.
Риши
(санскр. «видящий»). Просветленные мудрецы, передавшие откровения Вед и Упанишад.
Рудры
неистовые полубоги-полудемоны.
С
Самадхи
состояние прямого переживания Реальности, цель любой духовной практики. В традиции Учения Лайя-йоги выделяют четыре вида самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа, саруба. Также существуют джада-са мадхи («темное» самадхи) и махасамадхи (окончательный уход из тела).
Самайя
священный обет, обязательство в практике высших тантр, основной принцип взаимоотношений Учителя и ученика. Он не связан с внешней стороной поведения (виная), а указывает на дух искренности в практике. Выделяют самайя, относящиеся к телу, речи и уму. Внешне самайю можно выразить как поддержание «чистого видения» в отношении Трех Драгоценностей и избегание четырнадцати коренных падений. Внутренне — как неотклонение от непрерывной практики созерцания. Соблюдение единой самайи созерцания — лучший способ выполнить все многочисленные самайя. При несоблюдении самай тантрическая практика не приносит должного результата, порождая лишь препятствия и загрязнения.
Самоисследование (Атма-вичара)
высшая медитация Джняна-йоги для достижения Просветления. Путь самоисследования, самовспоминание «Кто я?».
Самоосвобождение (пратимокша)
главный процесс практики созерцания, присущий Лайя-йоге. Заключается в том, чтобы при возникновении мыслей и эмоций расслабиться и, поддерживая созерцательное присутствие, «оставить все, как есть», т. е. позволить мыслям самим раствориться в естественном состоянии распахнутого Ума, подобного пространству. Существует четыре основных уровня самоосвобождения, а также, как подготовительная практика — два вида ментального самоосвобождения.
Самотрансценденция (прапатти)
самоотдача, следующая ступень после самоосвобождения. Стадия, когда созерцательное присутствие раскрыто и происходит нисхождение ответного импульса Ануграхи.
Самоузнавание (пратьябхиджня)
заключительная стадия после самотран сценденции, непоколебимое пребывание в естественном состоянии.
Сансара
круговорот бытия, цикл рождения, смерти и перерождения. Миры сансары включают в себя область Мира Явлений. Иногда сюда также относят и Мир Форм, поскольку считается, что он имеет отношение к сотворению шести миров Мира Страстей.
Саруба-мукти
реализации высшего Освобождения за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренним светом и звуком. При этом происходит полное растворение грубых элементов в теле йогина и превращение тела в радужное тело Света.
Садгуру
(санскр. «Сат» — Бытие, «Гуру» — Мастер.) Совершенный Гуру. Тот, кто передает Просветление.
Сахаджа-нирвикальпа
(санскр. «сахаджа» — естественное, «нирвикальпа» — без различий) — состояние просветленного мудреца, когда эго окончательно уничтожено. Какие бы действия ни совершал йогин, он ни на мгновение не покидает своего единства с Источником, пребывая в первичном, чистом естественном состоянии без усилий.
Сахаджаяна
«путь естественности». Индуистская тантра, ассимилиро вавшая идеи Ваджраяны, сложившаяся в конце первого тысячелетия нашей эры. Родоначальником Сахаджаяны считают махасиддху Брахмана Сараху.
Сбивающая прана
движение энергии исконного Ума в первый момент выхода сознания из Ясного Света в промежуточном состоянии.
Свободная от мыслей пробужденность
свободная от концепций способность ума познавать. Постигающая ясность без привязанности к субъекту и объекту, воспринимающему и воспринимаемому.
Сиддха
«совершенный мастер». Человек, познавший посредством йогического самадхи запредельный Свет и всю полноту энергий Вселенной (шакти), реализовавший сверхъестественные силы.
Сиддхи
санскр. «совершенство», «сверхъестественные силы». Появляются как следствие практики Дхармы. Выделяют два вида сиддхи:
- Высшие сиддхи или «сиддхи мудрости» (акальпита) — главные достижения на пути, являющиеся критерием правильной практики:
- обретение сострадания
- непоколебимая вера
- непривязанность
- правильное воззрение
- реализация высшего «Я», Ума, подобного бесконечному пространству
- обычные или мирские сиддхи (кальпита) — обретаются через освоение и просветление пяти первостихий в теле йогина. В разных традициях они описываются по-разному. Восемь классических сиддхи Раджа-йоги:
- ясновидение
- яснослышание
- левитация
- способность становиться невидимым
- быть вечно юным
- менять свой облик по желанию
- владеть телом
- управлять внешним миром.
Считается, что обретение сиддхи до самореализации является препятствием.
Сияния (Девата-спхурана)
божества, творческое проявление чистой энергии лучезарной природы Ума. Ее проявление сравнивают с возникновением миражей или отражений в зеркале.
«Спонтанный танец в пространстве»
выражение, означающее, что йогин способен смешивать созерцательное присутствие с обстоятельствами и действиями. Высшая ступень самоосвобождения, на которой йогин пребывает в полностью недвойственном состоянии созерцания и свободно проявляет свою энергию и осознавание.
Сумеречный язык тантры (сандхья бхашья)
язык тайных знаков и символов, которым передаются тайные Учения тантры. Его значение в полной мере известно лишь посвященным.
Сутра
Учение Хинаяны («Малой колесницы»), переданное Буддой. В Лайя-йоге к Учению сутры относят Адвайта-Веданту Шанкары, буддизм Хинаяны, Тхераваду, Стхавираваду, дзен и Раджа-йогу.
Спанда
принцип тонкой космической вибрации, лежащий в основе всех тел, явлений и динамических процессов, происходящих во вселенной.
Т
Тантра
санскр. «нить», «непрерывность». Тайные, эзотерические Учения короткого пути к Освобождению. Существует четыре разновидности тантры:
- крийя (действие);
- чарья (поклонение);
- йога (искусство управления ветрами и передвижением «капли души» (бинду) в теле);
- Ануттара (йога созерцательного недеяния).
По своему смыслу тантры делятся на двойственные и недвойственные, отцовские и материнские.
Тело Света (Пранава-дехам)
божественное бессмертное радужное тело Света (тиб. Самбхогакайя — тело полноты проявлений).
Типы поведения после Просветления
- «Парящий орел» (странствую щий йогин)
- «Крадущийся тигр» (тайный йогин)
- «Одинокий олень» (горный отшельник)
- «Таинственный дракон» (монах-отшельник)
- «Рычащий лев» (Свет для других)
Три Драгоценности
Гуру, Дхарма и сангха (Учитель, Учение и святая община). В Лайя-йоге Три Драгоценности трактуются в абсолютном смысле как неотделимые от нашего собственного изначального состояния: Гуру — как изначальное Сознание (Праджняна), абсолютный источник передачи; Дхарма — методы узнавания естественного состояния; сангха — полнота энергий и весь проявленный мир.
Три вида передачи Учения
- словесная, или интеллектуальная, адресованная поверхностному сознанию
- символическая, адресованная подсознанию
- внезнаковая, соприкасающаяся со сверхсознанием
Три ключевые точки в созерцании
- свежесть («льющаяся струя» — неотвлечение)
- расслабленность («парение» — не-медитация)
- ясность («трава, которая вырастет сама» — неискусственность)
У
Уверенность
понимание недвойственной природы Реальности, раскрытое в результате практики.
Удержание праны в центральном канале
основной процесс в практике тантры и Ануттара-тантры. Удержание и втягивание пран в центральный канал ведет к переживанию высших уровней Ясного Света.
Узнавание
узнавание недвойственной Природы Ума, подобной пространству.
Уллата бамси
мистические парадоксальные высказывания сиддхов, прямо указывающие на Реальность.
Унмани
санскр. «безмыслие», «пустота». Один из видов переживания в практике медитации и созерцания.
Упадеша
тайные наставления высших тантр, передающиеся в сверхсоз нательном состоянии самадхи, касающиеся того, как продолжать оставаться в состоянии созерцания и поддерживать непрерывность практики.
Упайя
метод, путь метода.
Уровни углубления естественного состояния
- поддержание созерцания в бодрственном состоянии
- поддержание созерцания во сне со сновиде ниями
- поддержание созерцания во сне без сновидений
Ученик
практикующий, искренне стремящийся к Освобождению и Просветлению, способный воспринять и следовать наставлениям Учителя. Правильное состояние сознания ученика — это состояние «пустого сосуда» (открытости), неправильное — состояние «грязного», «переполненного» или «дырявого» сосудов.
Ц
Цвета бардо
цвета, переживаемые в момент смерти и указывающие на соответствующее перерождение в одном из шести миров сансары:
- Мир Ада — дымчато-серый, черный, черно-желтый цвета
- Мир Претов (голодных духов) — тускло-желтый цвет
- Мир Животных — зеленый цвет
- Мир Людей — голубой, зелено-голубой, желто-голубой
- Мир Асуров — красно-фиолетовый, красный, фиолетовый, желто-зеленый
- Мир Богов — тускло-белый
Центральный канал (сушумна-нади)
главный канал в тонком теле человека, через который разворачивается деятельность пяти первоэлеменов, пяти сознаний и восприятие внешней Вселенной. Центральный канал состоит из трех каналов, вложенных один в другой и соответствующих физическому (ваджра-нади), астральному (читрини-нади) и каузальному (брахма-нади) уровням.
Цепляние за «я»
вера в самосущее бытие собственного маленького «я», демон (мара), из которого возникает двойственность субъект-объектного восприятия. Самый совершенный способ избавиться от этого демона цепляния за «я» — правильное непрерывное созерцание, когда ум спонтанно, без усилий, поглощается Источником.
Ч
Чакры
энергетические центры сознания в тонком теле. Тексты называют семь или девять основных чакр, расположенных вдоль центрального канала.
Чарья-тантра
двойственная тантра, делающая акцент на внешних ритуальных действиях и церемониях.
Четаки
низшие боги, проживающие на небесах.
Четыре вида переживания в практике
- блаженство (ананда)
- ясность (вивека)
- Пустота (унмани)
- недвойственность (адвайта)
Первые три — временные переживания в практике медитации, вехи на пути. Привязанность к этим состояниям закладывает семена перерождения в трех мирах: Мире Явлений, Мире Форм и Мире Без Форм соответственно, при отсутствии привязанности — они суть украшение трех божественных тел. Четвертое переживание недвойственности объединяет все эти три и считается подлинным.
Четыре вида света
света, переживаемые в моменты смерти, сна и сверхсознательного состояния (самадхи). Первые три соответствуют переживанию трех гун (благости, страсти и невежества), четвертый является светом исконной Реальности:
- Свет Открытия, подобный тонкой белизне (Чандра-джьоти)
- Свет Роста, подобный красному сиянию солнца (Сурья-джьоти)
- Свет Достижения, подобный пустому пространству ночи (Шунья-джьоти). Переживается в тот момент, когда красная и белая бинду смешиваются в сердце
- Ясный Свет, подобный осеннему безоблачному небу.
Переживание Ясного Света является целью любой духовной практики, критерием реализации в Нада-, Джьоти- и Кундалини-йоге.
Четыре состояния сознания (авастхи)
состояние сознания человека, согласно йоге и тантре, делится на:
- бодрственное состояние (джаграт)
- сон со сновидениями (свапна)
- сон без сновидений (сушупти)
- трансцендентную Реальность вне каких-либо качеств (турья)
Четыре стадии видений в Джьоти-йоге
во время практики Джьоти-йоги возникают такие видения, как пятицветные круги света, сияющие бинду, образы божеств, мандалы, ступы, узоры. Существует четыре стадии проявления видений в Джьоти-йоге:
- «начало» (арамбха), свет из сердца проецируется наружу, и возникают различные видения, исходящие из уровня сердца и бровей
- «развитие» (гхата), на этой стадии видения увеличиваются, становятся более яркими и отчетливыми, что указывает на смешивание внутреннего и внешнего пространства
- на стадии «нарастание» (паричайя) видения полностью завершаются, становясь зрелыми, проявляясь в виде божеств, различных мантр, янтр, слогов и т.д. На этой ступени нет необходимости прилагать усилия в медитации, практика развивается сама, переживаются пять чистых пространств и достигается состояние «единого вкуса», появляются сиддхи, кармические праны превращаются в праны мудрости
- на стадии «исчерпание» (нишпатти) все видения растворяются в пустом пространстве осознавания, таким образом реализуется переход в радужное тело Света (Пранава-дехам)
Четыре ступени созерцания
- «безмятежность» (махашанти)
- «за пределами мыслей» (унмани)
- «единый вкус» (сомараса)
- «спонтанная пробужденность» (лила)
«Чистое видение» (шуддха-видья)
способ созерцания в тантре и Ануттара-тантре. Восприятие себя как божества, мира — как мистического простран ства (мандалы), живых существ — как божеств, эманаций Абсолюта, всех звуков — как мантр, всех ситуаций — как игр спонтанной энергии изначального Источника. Такое созерцание приводит к замене нечистых кармических пран, зарождению «божественной гордости» и трансформации в тело божества.
Чистота изначальная (ниранджана)
совершенная чистота, незапятнанность. Одно из качеств всевышнего Источника, синоним естественного состояния.
Чистые элементы (шуддха-таттвы)
чистые сияния пяти цветов. Возника ют из радужного света в измерении исконной Реальности и составляют первую ступень в создании существования. Являются источником пяти первоэлемен тов и представляют собой основополагающую структуру как внешне существу ющего мира, так и внутреннего существа индивида.
Ш
Шакти-янтра
Вселенная энергии. В контексте Шакти-янтры изучается Кундалини-йога, Крийя-йога, Шат-чакра-йога, благодаря которым йогин учится контролировать свои праны, очищает энергетические каналы, пробуждает энергию Кундалини и раскрывает пространство пяти элементов.
Шад-даршана
(шесть воззрений; шесть философий) – шесть классических индуистских философских систем:
- ньяя,
- вайшешика,
- санкхья,
- йога,
- миманса,
- веданта,
каждая из которых кратко сформулирована ее «основателем» в форме сутр и разработана другими авторами в обширных комментариях. Даршаны понимаются как различные попытки описать Истину и путь к ней.
Э
Эманация (спанда)
движения радужного света в измерении чистой Основы, манифестация изначального света и звука.
Энергия (шакти)
энергия, тождественная или присущая осознаванию. Мощь и величие Абсолюта, его способность к манифестации бесчисленных качеств.
Энергия естественного состояния
существует восемь аналогий в проявлении энергии естественного состояния:
- отражение в зеркале
- луна в воде
- эхо
- радуга в небе
- сновидение
- город гандхарвов
- миражи
- магические иллюзии, созданные волшебником
Также энергия естественного состония проявляется как изначальный звук (Нада), свет (Джьоти) и божества (Девата-спхурана).
Я
«Я-мысль» (Ахам-вритти)
источник возникновения любой мысли, чувство «Я-есмь» как таковое. Концентрация внимания на «я-мысли» или самоисследование в Лайя-йоге является предварительной практикой для развития созерцательного присутствия.
Явления (дхармы)
бывают чистыми и нечистыми, что зависит от нашего восприятия:
- Нечистые явления — это проявление нашего заблуждающегося мышления, когда отсутствует узнавание Природы Ума, мирские впечатления в этом мире аналогичны сновидениям.
- В восприятии чистых явлений отсутствует двойственность субъекта и объекта, происходит узнавание сущности Ума.
Якши
нечеловеческие существа, «ангелы» в индуизме и буддизме, легко меняющие свой облик и пол. Эфирные сущности, бывшие когда-то людьми и достигшие данного положения после смерти благодаря успехам в садхане.
Яма (санскр. «близнец»)
бог смерти и Дхармы. В некоторых источниках считается, что это первый из умерших людей, открывший смертным путь в загробный мир, ставший владыкой царства мертвых и владыкой закона справедливости.
Янтра
букв. «инструмент».
- Путь, рисунок, узор Вселенной.
- В контексте Лайя-йоги слово «янтра» используется для обозначения одного из пяти разделов Учения:
- Праджня-янтра
- Нада-янтра
- Джьоти-янтра
- Нидра-янтра
- Шакти-янтра
Ясный Свет (Брахма-джьоти)
изначальный Свет исконной Реальности, превосходящий три гуны. Основа состояния Будды, Ниргуна Брахман Веданты, «свет Матери» (Ади-сахаджа). В мандале человеческого тела энергия Ясного Света находится в сердце и проецируется наружу через глаза. Основа всех видимых нами явлений.
.
Учебно-ритритный ашрам "Видья Сагара":
Адвайтавадини Гири
+38 067-438-77-48, [email protected]