В учении Лайя-йоги выделяется три понятия: основа, путь и плод.
Основа
Основа – это недвойственное видение Реальности вне слов и концепций, достигаемое лишь в чистом состоянии ума (самадхи). В своем изначальном аспекте – это всевышний Источник, Брахман Вед, непостижимый, бесконечный, незапятнанный, спонтанно совершенный и всепроникающий, подобный бесконечному пространству Сознания.
Это Исконное «Я» есть естественное состояние каждого (Сахаджья), но оно затмевается покровом двойственных мыслей и омраченных состояний (клеш). Когда йогин пребывает в созерцании, его естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную сущность Сознания.
Природа Сознания абсолютно чиста, пустотна и непостижима. Ее сокровенная сущность – лишенный качеств и образов, внемысленный Ясный Свет, светоносная лучезарная ясность.
Обладая способностью к эманациям, эта ясность проявляется в виде пяти чистых светов цвета радуги. Пять светов, бесконечно преломляясь и переплетаясь, уплотняются и образуют весь видимый мир (сансару), который сам по себе нереален и подобен сну, иллюзии. Он есть лишь проявление Всевышнего «Я», исконной Мудрости (Праджняны).
Основу объясняет Учитель, используя три вида передачи: неконцептуальную, символическую и логическую.
Путь
Путь – это методы созерцания, медитации, управления внутренней энергией. Путь состоит из трех главных принципов:
прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана);
прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана);
неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).
Главным методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.
Путь достижения Просветления описывается как видение, медитация, поведение.
Видение – это способность непрерывного пребывания в Основе в состоянии недвойственного созерцания, передаваемая коренным Учителем особыми методами «прямого постижения».
Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чем-либо конкретном. Йогин не цепляется за прошлое, не фантазирует о будущем, не схватывается концепциями настоящего. Он пребывает за пределами концепций в естественном состоянии. Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его истинной таковости, хоть он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.
Медитация включает в себя пять путей (янтр) Лайя-йоги:
Путь мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погруженностью во всевышний Источник (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.
К практикам сидячей медитации относятся:
концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума;
медитация на чувство «я» (ахам-вритти);
медитация на пустотное состояние ума (Махашанти);
медитация на «великое изречение» (махавакью);
медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати);
решение парадоксальных задач;
медитация на пространство неба;
медитация на просветляющие силы Вселенной;
медитация на пять элементов;
медитация на световое пространство и другие.
К практикам созерцательной ходьбы относятся:
наблюдение за телом;
наблюдение за дыханием;
ходьба с поддержанием санкальпы;
самовспоминание;
созерцание света;
созерцание бесконечного пространства;
настройка на нисходящие силы Вселенной;
интеграция с пятью элементами и другие.
Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:
пробуждения Кундалини;
получения опыта нектара бессмертия;
выходов тонкого тела;
обретения непрерывного сознания в самадхи;
раскрытия четырех блаженств и пяти пространств в теле.
Для этого используются практики: асаны, мудры, бандхи, пранаямы, визуализации чакр, каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.
Путь иллюзорного тела (Нидра-янтра) развивает осознанность в сновидениях и включает практики иллюзорного тела и чистой страны в контексте учения о пути тонкого тела, йоги сновидений, йоги сна и Ясного Света, йоги иллюзорного тела и йоги чистых земель.
Путь йоги звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством звука и пустотного осознавания.
Путь йоги света (Джьоти-йога) предполагает тайные методы созерцания света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания» и «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике – за одну жизнь реализовать бессмертное тело Света.
В поведении главный принцип – приложение ко всему осознанности. Если не прилагается осознанность, то любые действия, которые бы мы ни совершали, выпадают из общего рисунка нашей практики и становятся сансарными действиями, порождающими кармические отпечатки.
Во внешнем поведении йогин придерживается принципов Винаи, во внутреннем – принципов самайи, т.е. в любых ситуациях проявляет чистое, позитивное видение, в тайном – единой самайи созерцания.
Высшим повседневным состоянием практика Лайя-йоги в поведении является самадхи «текущей реки», «безумная мудрость», спонтанная игровая активность на благо живых существ.
Плод
Конечной стадией на Пути являются:
- Два вида растворения (лайи):
растворение ума, кармы тонкого тела и эго (антахкарана-лайя-чинтана);
растворение пяти элементов тела (панчабхута-лайя-чинтана);
обретение четырех видов Освобождения (салокья, сарупья, самипья и саюджья).
- Осознание и очищение трех измерений:
материального (вишва);
астрального (тайджаса);
каузального (праджня).
- Обретение трех просветленных тел:
тела пустотной мудрости (джняна-деха)
божественного иллюзорного тела (пранава-деха);
совершенного проявленного тела (сиддха-деха).
- Обретение трех полных свобод, когда три измерения проявляются без ограничений:
тела;
речи (праны);
ума.
Достижение седьмой земли мудрости (джняна-бхуми), т.е. состояния трансцендентальности (турьяга).
Достижение шестнадцатой стадии нарастания Луны внутреннего осознавания (кала), т.е. состояния божественного Игрока, Брахмы-Творца, создающего новую Вселенную, обладающего пятью главными силами:
силой божественной мудрости (джняна-шакти);
божественной свободы (сватантрия-шакти);
божественной воли (иччха-шакти);
божественной власти (айшварья-шакти);
божественного действия (крийя-шакти) пяти видов, т.е. способностью:
творить (сришти);
поддерживать (стхити);
разрушать (самхара);
сокрывать божественность (тиродхана);
проявлять ее (Ануграха).