Вопрос: Свами, я понимаю, что мало говорить о Дхарме, надо еще и что-то делать реально. Я хочу получить у вас дикшу, инициацию в вашу линию, но полным санньяси пока стать не смогу — семья, работа, обязанности и карма еще держит, также чувствую, что и карма-санньяса — это достаточно серьезный статус для опытных учеников, а я еще не готов сразу следовать всем восьми принципам для карма-санньяси, например, проходить ритриты ежемесячно, выполнять длительно садхану или регулярно участвовать в севе... но я хочу практиковать, получить имя, гуру-мантру... как же мне все-таки получить дикшу?
Ответ: Вы можете получить дикшу, но вам не надо принимать именно карма-санньясу, вы просто получайте дикшу и принимайте статус и берите обязательства домохозяина — грихастхи. У нас есть такой статус, он именно для таких, как вы. Грихастхи — это семейные люди, домохозяева, которые не берут много обязательств, они практикуют насколько им их карма позволяет. Для грихастх больше важна вера, этика, заповеди, паломничества, сева, поклонение.
Даже простые люди — домохозяева, могут придти к Дхарме и найти себя в Дхарме просто посещая ашрамы, соблюдая простые заповеди, живя проще, чем карма-санньяси, например, делая небольшую упасану, читая мантру, участвуя в праздниках. Одежда у них — обычная мирская или обычное сари для матадж и пенджаби для прабху.
Для дикши грихастхи достаточно иметь символ Веры, им желательно, но не обязательно учиться, чтобы сдавать экзамены, необязательно ритриты проходить, но у них тоже есть свой минимум заповедей и садханы. А карма-санньясу можно будет принять позже, когда будет возможность следовать всем ее принципам. Ведь следование взятым принципам дикши весьма полезно и важно для духовного роста, оно дает духовную силу и мудрость. Но также важно брать то, что тебе по силам и по душе, и не брать того, что не под силу.
Вопрос: Да, это понятно. И каковы эти принципы для грихастх?
Ответ: Их всего шесть, на два меньше, чем у карма-санньяси.
-
1. Первый принцип связан с дхармичным поведением, это общие.
«Пять великих обетов» (маха-варата), такие же как и у карма-санньяси, то есть:
- - ахимса, ненасилие — не причинять никому вреда;
- - астейя — не воровать и не присваивать чужого;
- - сатья — всегда держаться истины;
- - брахмачарья — йоговский контроль половой жизни, верность своему супругу (супруге) или партнеру, также не создавать других проблем своим сексуальным поведением;
- - не пить спиртное и не употреблять различные вредные вещества — табак, наркотики и т. д.
Кроме этого следующие принципы для грихастх:
- 2. Упасана — простое ежедневное поклонение, включая бхаджаны, арати у алтаря в ашраме или дома, простые подношения.
- 3. Утсава — практика и празднование особых дней (особых духовных праздников, таких как Шиваратри, Гуру Пурнима, Датта Джаянти, день явления парамгуру и т. д.).
- 4. Садхана, то есть простая практика, включающая чтение мантры, медитацию, в которую была передача.
- 5. Вегетарианство, то есть отказ от мяса, рыбы, яиц или употребление их в крайних случаях, только как лекарства.
- 6. Изучение писаний или сатсангов (свадхьяя).
Таким образом выходит шесть главных принципов.