Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
21 Ноября
Четверг
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Видья Сагара / Пьеса «Адвайта»

Пьеса «Адвайта»

Радиопостановка Пьеса «Адвайта» (31.2 Мб)

 

Предисловие

Действие первое 

На сцене: Дикий лес, джунгли. Небольшая хижина, рядом маленький храм. Около хижины в позе лотоса, в ветхой одежде сидит аскет-йогин. Некоторое время он безмолвно пребывает в медитации, затем шепотом начитывает мантры. После, положив четки, он воздевает голову вверх и, простирая руки к небу, всматривается в него с мольбой и выражением страдания на лице. Вглядываясь в небо, он говорит ему:

«Создатель! За что ты, создав меня, оставил меня?» Так он вопрошает, глядя в небо.

Вдруг раздается неуловимый шепот:

«Я никогда не оставлял тебя, мой возлюбленный. Ведь ты – это я сам. Я всегда в тебе, и ты всегда во мне. Твоя жизнь – это моя игра, но сам ты – это я».

         «Но почему же я этого не понимаю, и все, что я чувствую, это то, что ты меня оставил?!» - в отчаянии, почти плача, кричит медитирующий аскет.

        «Это было не мое решение, а твое. Ты сам принял такое решение», - раздается шепот в ответ.

         «Мое? Да ты смеешься, наверное? Кто я такой, чтобы решать? Я просто смертный, от меня не зависит ничего, я не могу побороть даже чувство голода или отвязаться от назойливых мыслей в медитации, я ничего в этом мире не решаю, не значу. Здесь все создано тобой, значит, и решать тебе, а не мне»,- почти выкрикивает, с обидой в голосе, сидящий йог, глядя в бездонное, черное небо, усеянное россыпями звезд.

         «Ты ошибаешься,- раздается в ответ.– Это ты сам сделал такой выбор, это просто твое собственное личное решение, которое я уважаю. Это твоя свободная воля, в которую я не вмешиваюсь. Ведь ты сам - Господин всего сущего, такой же, как и я».

          «Ха!!! Как чудесно! Мой выбор! Господин всего сущего! Да это звучит как злая насмешка! У меня нет никакого выбора! Я страдаю, я смертен, я несчастен, я одинок и жалок! Я мерзну зимой от холода! Я не понимаю этого мира! А Ты - всемогущий, всеведающий, вездесущий, вечный, полный величия и блаженства!»

В ответ раздается тот же шепот:

      «Страдать, быть смертным, быть жалким, несчастным – это только твой личный выбор, поверь. Ты сам его сделал именно потому, что ты сам всемогущий, всеведающий, вечный и вездесущий. Ты смог позволить себе это.

Ты можешь выбирать так же, как и я, потому что ты – это мое отражение, не отличное от меня. И никто не может лишить тебя твоей свободной воли.

Ты такой же, как и я. Если ты хочешь играть в заблуждения, страдания, смертность и болезни, иллюзии, то почему я должен вмешиваться или мешать тебе? Ведь это будет мое неуважение к тебе. Ведь твоя воля важна так же, как и моя.

Пойми, все зависит от тебя, все зависит от тебя, все зависит только от тебя. Это была твоя воля так поступить».

        «Но ведь это была ошибка! - кричит йог, задыхаясь в исступлении, сжимая кулаки и потрясая ими.– Даже если и вообразить, что это была моя воля, это была ошибка! Моя свободная воля выбрала не то, что я хочу!

         Я не хочу этого страдающего мира, я не хочу этих рождений, этих смертей, этих болезней, этих войн, конфликтов, этих ограничений на каждом шагу!

          Я хочу быть свободным!

        Я хочу вечности, бесконечности, чистоты, красоты, гармонии, любви, счастья, а здесь этого нет и не может быть в принципе!».

         «Ты уверен?» - голос как будто впервые проявляет личный интерес и любопытство к йогу.

          «Да! Да! Тысячу раз да! И здесь даже не о чем говорить, ибо я - не Бог! Я - смертен, я – человек, и этим все сказано!».

          «Тогда сделай другой выбор - стань Богом, и ты обретешь все, что ты хотел, а твои страдания рассеются как дым, как утренний сон, как мимолетные мысли. Ведь то, что тебя окружает и то, что ты переживаешь - это все проявление твоего разума. Сделай другой выбор, ведь у тебя есть свобода выбирать, как и у меня. Поэтому все в твоих руках, все зависит от тебя».

          «Не умею, не верю, не знаю, не могу»,- кричит йог, топая ногами, и в изнеможении падая на колени. Слышится всхлипывание.

Голос печально вздыхает:

         «Что ж, и это твой выбор, и я его тоже уважаю».

«Каково это Богу – уважать червя? - размазывая слезы, шепчет аскет. – Это должно быть очень удивительно».

 Впервые слышится словно смешок:

 «А каково Богу мнить себя червем, не уважать себя, делать вид смертного, страдающего, не уметь, не верить, и не хотеть вспомнить себя, и не быть тем, кто ты есть? Поверь, это еще удивительнее».

«Прошу тебя, пожалуйста, умоляю, забери, забери мою волю, забери мой глупый выбор! О, Всемогущий! Забери, забери мою проклятую свободу, я не хочу, не хочу ее, от нее одни беды, одни страдания, одни разочарования и ужас рождения-смерти».

Голос, вездесущий, всепроникающий, глубокий, как бездна, как будто на мгновение задумывается. И йогу кажется, будто сам Всевышний, строго глядя ему прямо в глаза, отрицательно качает головой. Раздается тихий голос:

«Даже я не могу этого сделать».

«Почему? Ведь ты точно всемогущий, всеведающий, вездесущий. Ты создал эту Вселенную. Ну что тебе стоит? Ты можешь все! Ты сам знаешь это».

Голос продолжает:

«Нет, я не могу этого сделать, потому что я уважаю и почитаю тебя, как самого себя.

Все твои решения и выборы для меня священны, твоя воля так же священна, как и моя. Ведь ты равен мне, ты – мое полное отражение.

И пока ты сам не примешь решение, я не могу и не буду вмешиваться.

Помни, там, где все зависит от тебя, даже я бессилен, ибо я – это ты, и такова была моя воля, когда я создал тебя.

Я решил не вмешиваться туда, где все зависит от тебя.

Ибо если я вмешаюсь, это уже будет не твоя свобода, а моя.

Но твоя свобода так же дорога мне, как и моя, потому что она есть и моя собственная свобода.

Поэтому я не могу своей волей нарушить свою же собственную волю, вмешаться в твои решения».

«Ах вот оно что! Вот оно в чем дело! Хорошо! Итак, у меня есть выбор?» - йог встает на ноги с решительным видом и озирается вокруг.

«Да, это так»,- шепчет голос.

«У меня есть свобода воли и все зависит от меня?»

«Да, это так»,- снова раздается шепот.

«Раз так, я его сделаю. Я использую свою возможность. Возможно это мой единственный шанс. Раз даже ты не можешь или не желаешь вмешиваться, раз все зависит от меня, я сделаю это. Я сделаю это!

Итак, я объявляю свою волю, пусть все слышат мою волю! Моя воля такова: я от нее отказываюсь! Моя воля в том, чтобы отказаться от нее, и от себя – такого мелочного, глупого, смертного и ничтожного. О, Создатель, я отдаю ее тебе обратно.

Я не хочу быть этим старым собой, я не вижу в этом никакой радости и никакого смысла. Моя воля быть собой, быть кем-то, быть вообще вне тебя была ошибкой. Сам я, сама идея «я», идея меня, как чего-то реального – это моя последняя, глобальная ошибка. Я хочу исчезнуть, как твое отражение.

Не надо больше отражений, не надо больше иллюзий, я хочу реальности. Не я, но Ты! Ты! Ты! Не моя воля, а Твоя!».

«Ты уверен?»

«Да, я абсолютно уверен в этом!» – кричит йог в исступлении, воздевая руки к небу и затем падая в бессилии на землю.

«Что ж, будет по-твоему. Ты сам так решил, так оно и будет».


Действие второе

Шумит дождь. Начинает дуть ветер.

Раздается нарастающая музыка. Она нарастает, становится громкой, оглушающей, затем превращается в гром, грохот, слышатся громовые раскаты, сверкают молнии. Одна из молний ударяет в гору, раскалывая ее пополам. Человек в испуге закрывает голову руками и падает наземь без чувств. Наступает тишина, полная темнота. Человек сидит в этой темноте и тишине длительное время. Через некоторое время начинает брезжить рассвет, издалека тихо звучит одинокая флейта.

Человек, словно просыпаясь, открывает и протирает глаза, удивленно оглядываясь вокруг. Весь его взгляд выражает крайнее недоумение, изумление. Он держится за голову руками, шепча:

«Как долго я спал. А может быть и не спал вовсе, а только притворился спящим? Я есть все и ничто! Я есть все и ничто! Меня нет! Я – Творец!

Все, что есть здесь, и что кажется миром, является только чистым Брахманом или абсолютным сознанием и ничем более. Сознание есть Брахман, мир есть Брахман, все элементы в нем – тоже Брахман, я есть Брахман, мой враг – Брахман, мои друзья и родственники – Брахман, Брахман – прошлое, настоящее и будущее, все это имеет начало в Брахмане. Как океан кажется раздробленным из-за волн, также Брахман кажется множественным из-за бесконечного количества разных субстанций. Брахман достигает Брахмана, Брахман ощущает и наслаждается Брахманом, Брахман проявляется в Брахмане силой самого Брахмана. Брахман есть форма моего врага, которого я, Брахман, ненавижу – в этом случае кто кому и что делает?

То, что сияет, как собственное Я, и есть Высший Творец, Создатель. Даже сам Создатель – это всего лишь идея или понятие, такая же как «я» и «не-я». От правильного или неправильного понимания зависит свобода и не-свобода. Понятие «это я» приводит к оковам, зависимости, рабству и саморазрушению. Понимание «меня нет» приводит к свободе и очищению.

Свобода и рабство - тоже всего лишь понятия. То, что воспринимает эти понятия, и есть бесконечное сознание, которое единственно реально. Когда возникает такое осознание, пропадают все понятия и остается совершенство. В этом чистом осознанном совершенстве нет ни причин, ни следствий, ни творения, ни их объектов, нет восприятия и нет чувства эго. А когда всего этого не существует, реальны ли рождение и смерть и вся эта сансара?

«Я есть основа, я есть пространство, я есть солнце и все пространство, я есть все здесь, я есть Брахман», - такова истина.

«Я есть травинка, я вся земля, я пень, я лес, я гора и океаны, я есть недвойственный Брахман», - такова истина.

«Я есть сознание, на которое все нанизано и благодаря чему все занимаются всем, чем занимаются, я суть всех вещей - такова истина», - шепча это, йог постепенно выпрямляет руки, встает улыбаясь, и, широко раскинув руки, выпрямляется.

Человек начинает смеяться, сперва беззвучно, затем громче, затем еще громче, затем раздается оглушительный хохот из тысяч уголков.

 

Действие третье

Звучит торжественная музыка. Она звучит все громче и громче, пока не затапливает все вокруг. Внезапно вспыхивает сияние и на человеке возникают украшения: корона, серьги, браслеты, туника, золотые сандалии, появляется украшенный золотом трон, а вокруг проявляется свита. Прекрасные, нарядные боги – девушки и юноши в роскошных одеждах, играющие на флейтах, барабанах, поющие и танцующие, воздающие ему хвалу. Человек обликом напоминает Бога Шиву, Кришну или Вишну, Брахму и Будду одновременно. Он выполняет грациозный танец под очаровательную мелодию. Сверху с неба сыплются цветы, блестки, украшения, гирлянды цветов. Затем над головой человека возникает ослепительная сфера света, которая становится все ярче и ярче. Сначала тихо, потом громче звучит мелодия бхаджана:

«Ахам Брахмасми!»

«Ахам Брахмасми!»

- раздается великое изречение. Тишина.

 

Занавес

Звук за занавесом:

ОМ! ОМ! ОМ!

 

Дивья Лока

Декабрь 2006 г.

Свами Вишну Дэв



.
Учебно-ритритный ашрам "Видья Сагара":
Адвайтавадини Гири +38 067-438-77-48, [email protected]

Yandex.Metrica