Алтарь – это мистическое место в нашем доме, у которого мы призываем благословения и вдохновение, получаем защиту и помощь святых, богов, риши и сиддхов, очищаем ум, освящаем предметы, укрепляем связь с божествами, с линией передачи Учения и Мастером.
Алтарь олицетворяет собой Древо Прибежища, то есть Древо линии, на которое мы опираемся, полагаем своей защитой и опорой, он и есть материализованное Древо Прибежища. А само Древо Прибежища есть мистический канал (дева вахини) для связи с божественными существами и силами вселенной. Прибежище для садху – это источник его духовной силы, его защита и опора. И если мы желаем раскрыть внутренних божеств, призвать благословения святых, войти в пространство сиддхи, чистого видения, то важно всегда помнить о Прибежище.
Расположение алтаря
Согласно науке Ваасту идеальным местом для алтаря считается северо-восток (место пребывания Бога), можно также располагать алтарь на востоке или на севере.
Алтарь должен располагаться на уровне груди так, чтобы сидя удобно было воспользоваться предметами на алтаре. Если изображения расположены на стене, то они должны быть хорошо видны снизу.
Оформление алтаря
Для домашнего алтаря можно использовать алтарный столик или полку, закрепленную на стене, желательно с закругленными краями.
Все предметы делаются красивыми, например:
- из резного дерева или других материалов, которые не были в употреблении, они могут покрываться позолотой или краской с позолотой;
- если поверхность требует оформления, рекомендуется использовать новые такни: бархат, парча, шелк преимущественно золотистого цвета (можно белого, бардового).
Рядом с алтарем должен располагаться столик для алтарных атрибутов. Если на алтаре недостаточно места для подношений, необходимо установить дополнительный столик рядом.
Также нужна асана (небольшой коврик, подушка) из ткани, чтобы сидеть или стоять на нем, предлагая прасад или проводя пуджу.
Алтарь и изображения всегда должны содержаться в чистоте. Вы можете украсить алтарь по вашему вкусу.
Алтарные принадлежности
- Ваджрный колокольчик, освященный Гуру
- Сосуд для воды
- Подсвечник (обычно пара)
- Подставка для благовоний
- Вазочка для лепестков
- Вазочка для масла гхи или сандаловой пасты
- Маленькая чашечка с ложечкой для ачаманы
- Поднос и масляная лампа
Вся посуда используется новая: серебряная, фарфоровая или металлическая.
Размещение мурти на алтаре
Основным правилом размещения мурти на алтаре является соблюдение духовной субординации и не смешивание изображений и предметов разных традиций и линий учения.
Основные мурти нашей традиции:
-
изображение символа
ОМ
> или Триянтра – располагается в самом верху; -
мурти Даттатрейи как ишта-дэваты – располагается в центре;
-
изображение древа Прибежища, линия передачи, святые: Гуру Брахмананда, Васиштха, Шанкара, сиддхи и так далее.;
-
мурти коренного Гуру.
Изображения можно украшать гирляндами или класть перед ними цветы.
Освящение алтаря
Необходимо провести ачаману (очищение пространства водой). Ритуальная ежедневная практика очищения Ачамана.
- 1. Представляем вокруг простой защитный круг с мантрой, в которую есть передача.
- 2. Делаем подношения на алтарь (фрукты, йогурт, благовония, вода, цветы).
- 3. Читаем 4 очистительные мантры (Гаятри, Махамритьюнджая, Асатома, Гуру мантра).
- 4. Визуализируем прямо над головой и перед собой с верой и преданностью Древо Прибежища, читая мантру или молитву Прибежища.
- 5. Представляем нисхождение благословений от древа Прибежища, которые нисходят на алтарь в виде потока света, цветов, слогов, звуков мантр.
- 6. Делаем мысленно благодарственное подношение божествам и святым древа, подбрасывая в воздух щепотку риса и лепестки цветов, окропляем предложенной водой.
Читаем мантру ОМ
три раза в завершение практики.
Каждодневная практика у алтаря
-
1. На рассвете позвоните в колокольчик и откройте шторки (если они на вашем алтаре есть). Если нужно – протрите алтарь и принадлежности.
-
2. Поднесите на алтарь символы пяти элементов: новую благовонную палочку, чистую свежую воду, масло гхи или фрукты, лепестки, огонь. В простом ежедневном варианте может быть минимальный набор: благовония, вода, огонь.
-
3. Сядьте в сукхасану или ваджрасану напротив алтаря.
-
4. Сделав намастэ-крийю, пропойте мантру
ОМ
трижды, выполняя Гуру-йогу и соответствующую визуализацию, затем пропойте мантру Прибежища:Намо Гуру Дева Намо Сатья Дхарма Намо Арья Санга
затем четыре мантры:
- - Гаятри;
- - Махамритьюнджая;
- - Астома;
- - мантра Гуру–йоги.
-
5. Сделайте под звон колокольчика подношение пяти элементов. Зажгите свечу, благовонную палочку, предложив мысленно все это Древу Прибежища.
-
6. Если есть время и возможность – вы можете в расширенном варианте выполнить какую-либо одну практику (в которую у вас есть передача). Начинаете любое призывание с ачаманы. Практика утренней Сутры или практика, которая выполняется на бхаджан мандале. Утренняя практика Сутры
-
7. Завершаете практику медитацией 4-х Брахма-вихар (4-х Бесконечных состояния Брахма-творца) 3 мин. и снова Гуру-йогой с мантрой ОМ и положенной визуализацией.
-
8. Позвоните в колокольчик. Закройте алтарь. Утренняя практика у алтаря окончена.
Ту же практику вы можете делать в полдень и вечером.
Если нет возможности или времени, делаете в кратком варианте, т.е. без пункта 4.
Считается, что все святые и сиддхи излучают устойчивый божественный импульс (Ануграха-шакти). Поэтому, когда происходит настройка на них, то через них можно получить этот импульс.
В Ведах сказано, что в наш век Кали-юги, время упадка Дхармы, наиболее действенной практикой является призывание святых и сиддхов. Легче всего такое призывание осуществлять в специальном месте – у алтаря.
Практика с алтарем продвигает йогина на Пути, дает переживания, помогает войти в контакт со святыми и сиддхами, настроиться на Всевышний Источник.