Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
21 Ноября
Четверг
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Видья Сагара / Три метода интеллектуального самоосвобождения

Три метода интеллектуального самоосвобождения

Сатгуру Свами Вишну Дэв. Истина вне ума

Три метода самоосвобождения

 

Я расскажу вам три метода самоосвобождения с использованием интеллекта, как передал их мне мой Учитель. Они полностью содержатся в «Махаратнакута Сутре». Если вы хотите достичь состояния за пределами рождения и смерти и превзойти двойственное существование, то нужно постоянно искать природу Ума, выделять ее в любых ситуациях, в любое время дня и ночи, двадцать четыре часа в сутки. Это должно стать вашим дыханием.

 

Существует мистический лебедь Парамахамса. В Ведах и в Пуранах он описывается как тот, кто способен отделять молоко от воды. Этот мистический лебедь живет в одном из шести миров Мира страстей. Так же, как этот лебедь, человек, который практикует высшую Дхарму, должен выделять природу Ума или свое естественное состояние при любых обстоятельствах, где бы он ни был. Двадцать четыре часа в сутки вы должны выделять молоко естественного состояния из воды майи.

 

Для этого есть много методов. Например, методы, которые имеют мало общего с интеллектом — это определенные установки сознания, которые вы должны поддерживать.

Но этого недостаточно. Бывает так, что ум приходит в беспокойство, вы не можете больше практиковать техники, и тогда не знаете, как возвратиться к практике.

 

Если же у вас будет интеллектуальное понимание, вам будет гораздо легче. То есть, вам будет гораздо легче пребывать в естественном состоянии. По-настоящему пребывать в естественном состоянии или возвращаться к нему могут лишь те, кто хорошо понял метод интеллектуального самоосвобождения и сделал его своей практикой.

 

Существуют три метода интеллектуального самоосвобождения.

 

Первый называется «пять ступеней самоосвобождения через обнаружение двойственности».

 

Второй — «раскрытие трех колец сансары».

 

Третий — «непосредственное возвращение к природе Ума через интеллект».

 

Какова формула самоосвобождения?

 

Есть вселенная имен и форм, есть объекты. Вы воспринимаете звуки, образы, видите, страдаете — все это ваша карма, которая обуславливает вас. Как от нее освободиться?

 

Ответ из зала:

— Интегрироваться.

 

Нет, интеграция, тройная санкальпа — это методы. Это не высшая колесница. Интеллектуальная схема самоосвобождения на пути высшей йоги — это пятеричная формула: «Все сводить к уму, ум сводить к Пустоте, Пустоту — к Ясному Свету, Ясный Свет — к недвойственности, сливание с Ясным Светом и пребывание в недвойственности дает блаженство».

 

Существуют интеллектуальные методы.

 

Первый метод:

 

 Пятеричная формула самоосвобождения

 

Она состоит в том, что, сталкиваясь с чем-либо, вы должны обнаружить двойственность этого состояния. Допустим, вы сталкиваетесь с каким-то понятием, ментальной концепцией, каким-то явлением. В первую очередь вы должны обнаружить двойственность, т.е. должны сразу же найти противоположность этому состоянию.

 

Например, если есть субъект, то обязательно есть объект. Сансара — это мир противоположностей. Сансара создана умом, значит, все здесь имеет свой антитезис. Если есть горячий ад, значит, есть холодный ад, также есть небеса, на которых прохладно, все это противоположности. Если есть мужчина, то есть женщина, если есть демоны, то есть боги, если есть бодхи, то есть клеши, если есть сансара, то есть Нирвана, если есть монах, то есть мирянин, если есть святое, то есть и дьявольское — все это противоположности. Если есть темнота, то есть свет, есть заслуги, значит, есть и грехи. Столкнувшись с любым явлением, вы должны искать его противоположность.

 

После того, как вы отыскали противоположность, вы сразу видите двойственность. Нужно перестать верить в реальность чего-то одного. Когда мы встречаемся с реальностью и видим что-то одно, то сразу захватываемся этой реальностью, не имеем такого абстрагированного, отрешенного взгляда. Мы верим в реальность, в самосущность объектов. Мы не понимаем, что все относительно, что все создано нашим умом.

 

Например, существуют отношения между мужчиной и женщиной — брак, моногамия. Если вы не понимаете, что есть моногамия и есть полигамия, то вы не будете верить в относительность брака, вы будете верить, что брак между мужчиной и женщиной — нечто абсолютное, данное Богом, небесами.

 

Если же вы найдете противоположность брака — свободная любовь или брак — моногамия, полигамия, полиандрия, полигиния, вы увидите, что можно так, а можно по-другому, в одной стране — так, а в другой — так, и увидите, что в этом нет никакой ценности. Но люди, захваченные традицией, готовы положить свою жизнь для того, чтобы поддержать какой-то статус.

 

И так во всем вы должны обнаруживать двойственность.

Когда вы обнаружите двойственность, вы сможете увидеть относительность того, что воспринимаете, то есть сможете понять, что все это проистекает из условий. В данных условиях — это так воспринимается. Вы обнаруживаете ум как творца этой двойственности, так вы обнаруживаете иллюзорность всего.

 

Когда же вы найдете противоположность, вы увидите, что это просто взгляд людей. Есть коммунизм, есть капитализм, а если посмотреть со стороны — здесь так, а здесь вот так. Все зависит от того, как посмотреть. Есть демократия, есть тоталитаризм. Все это тоже вопросы относительности — как посмотреть. Есть, наоборот, анархия, как не-демократия и не-тоталитаризм. Все это — различная работа сознания. Если вы сможете на это посмотреть со стороны, вы увидите — это двойственность, это зависит от установки ума. Ум — творец этой двойственности.

 

После этого вы должны высвободиться из этой двойственности. Вы из этого двойственного положения должны выйти, выйти к уму, обратиться внутрь, найдя то, что стоит за этим — ум.

 

К примеру, в Пакистане женщине нельзя появляться с открытым лицом, а в другом месте женщина может ходить с открытой грудью, то есть в одном месте законы такие, а в другом — такие. В одном — шариат, в другом — конституция XIX века США. Там можно одно, здесь можно другое, но это не есть нечто абсолютное.

 

Обнаружив это, вы можете понять: это создано людьми, это создано умом, это не есть нечто абсолютное. Все это сформировано традициями, обычаями, временем.

 

В Индии монахам можно носить одну одежду, в Тибете другую. Во времена Будды Шакьямуни монахи не ели после полудня. Во времена Далай Ламы XIV монахи могут есть после полудня. Вы это можете увидеть и выйти из такой двойственности. В Индии классическая настоящая санньяса предписывала соблюдать обычаи: не носить одежду со швом, не путешествовать ни на чем, кроме своих двоих ног, не останавливаться у дома грихастхи, кроме того времени, как только наполнить чашу молоком, не пользоваться разными техническими приспособлениями, не путешествовать ночью и тысячи других правил. Другие санньясины в Индии используют другие правила, следуют другим правилам.

 

Сравнив, вы можете понять — это все творение двойственного ума. Когда вы обнаружите ум, который стоит за всем этим, к вам приходит понимание: на самом деле все это не есть абсолютность, это не есть настоящая субстанция. Вы видите двойственность этого. Это и есть ум.

 

Когда вы все свели к уму — вы выполнили самоосвобождение от всех внешних явлений. После этого, когда вы все свели к уму, вам нужно определить ум как не-Истину. Вы должны понять, что ум — это продукт обусловленности. Ум — это результат сформированного опыта, различения, это то, что вы впитали в прошлом, это не есть нечто постоянное, абсолютное.

 

Можно сказать, ум — это загрязнения, потому что сформированный опыт — это карма, которая находится на нашем Истинном «Я». Если это карма — значит это загрязнения, а если мы судим на основании загрязнений, значит мы ошибаемся. Тогда мы должны выяснить, что ум — это не Истина.

После того, как выясняется, что ум — это не Истина, вы можете освободиться от влияния ума, от двойственных понятий.

 

Затем вы обнаруживаете пустотность ума. Далее вы пытаетесь найти, откуда исходят мысли, как они появляются, где они исчезают.

Вы видите, что ум сам по себе является пустотным. Это — четвертая ступень.

 

После того, как вы обнаружили пустотность природы Ума, вы должны, пребывая в этом состоянии пустотности, войти в состояние Ясного Света.

 

Когда вы вошли в состояние Ясного Света, вам просто нужно пребывать в интеграции. Так вы можете самоосвобождаться.

 

Это — пятеричная формула самоосвобождения:

 

~ первое — обнаружение двойственности

~ второе — обнаружение пустотности ума

~ третье — обнаружение того, что природа Пустоты —Ясный Свет

~ четвертое — обнаружение того, что природа Ясного Света — недвойственность

~ пятое — длительное пребывание в недвойственности открывает блаженство.

 

Таковы пять ступеней самоосвобождения. Благодаря этому вы никогда ни в чем не запутаетесь, когда воспринимаете вселенную имен и форм.

 

Есть также другой способ интеллектуального самоосвобождения, он называется


«раскрытие трех колец».

 

Три кольца сансары — это объект, субъект и процесс восприятия между субъектом и объектом. Где бы вы ни были и что бы вы ни воспринимали — в этом всегда будет несколько участников: будете вы как субъект, будет что-то внешнее как объект и между вами должно быть взаимодействие как процесс восприятия.

 

Сначала вы должны обнаружить субъекта, объект и действие.

 

Допустим, даже если вы попадаете в ад, вы должны обнаружить себя как субъекта. Если вы попытаетесь увидеть того, кто страдает в аду, вы увидите несуществование субъекта. Когда вы попадаете на небеса и испытываете опыт небес, если вы попытаетесь обнаружить себя как субъект, вы не сможете, как обычно, захватиться небесами, а сможете обратиться к состоянию Пустоты.

 

Затем вы можете проанализировать внешний объект, а после — процесс восприятия.

 

Легче всего анализировать субъекта, в отношении объекта вы можете не все понимать. То есть если у вас не сформировано большое различение, вы не сможете проанализировать объект. Но субъект — это вы, в отношении себя вы никогда не ошибаетесь.

 

Когда вы занимаетесь Атма-вичарой — вы анализируете субъект.

 

Обнаружив пустотность субъекта, вы можете обнаружить пустотность объекта и относительность процесса восприятия.

 

То есть, обнаружив пустоту внутри себя, вы узнаете себя, как субъекта, воспринимаемый объект и процесс восприятия в состоянии «единого вкуса».

 

Когда вы узнаете это, все осознание растворяется в Пустоте, и вы пребываете в этом состоянии Пустоты.

 

Другими словами, где бы вы ни были, вам нужно искать субъект, объект и процесс восприятия. Допустим, вам говорят, что вы — русский человек и должны следовать национальной религии. Обычный человек сразу захватывается мнением другого и пытается оправдаться в том, почему же он, русский, следует другой религии. Но если этот человек пребывает в природе Ума или владеет методом самоосвобождения, то его невозможно поймать на такую удочку.

 

Во-первых, он может задать вопрос: «Кто я? Нужно выяснить, существует ли реально такая вещь как «я», как субъект?»  

 

Во-вторых, он может использовать первый метод — обнаружение двойственности: русский, украинец — не есть ли это понятия двойственного ума? Надо разобраться.

 

В-третьих, он может исследовать процесс восприятия: «Чему я должен следовать, как нужно следовать, где рамки следования, почему нужно так, а не иначе, где авторитетность, каковы критерии, где в этом абсолютность?» 


В-четвертых, он может взять слово «религия» и проанализировать, а что такое религия, как она описывается, каковы признаки?

 

Если он сможет использовать эти методы самоосвобождения, он может сказать: «Вы бросаетесь терминами, рамки которых установлены вами произвольно, субъективно, то есть терминами, в которых вы сами не разбираетесь».

 

Это метод самоосвобождения, самоисследования.

 

Он может сказать еще, используя метод «раскрытия трех колец»: «Вы говорите «я», но есть ли действительно такое понятие, как «я»?

 

Или вы говорите, что я должен чему-то следовать, а существует ли на самом деле такое понятие, как нечто, чему нужно следовать? Разве это не иллюзорное понятие двойственного ума сансары? И что есть процесс следования?» 


Размышляя таким образом, вопрошающий человек обязательно получит умственный дзен, то есть его сознание повернется в сторону Пустоты, или, по крайней мере, он будет совершенно сбит с толку вашим нестандартным подходом, т.е. потеряет действие в осознавании.

 

Таким образом, вы можете сделать человеку перенос сознания в Мир Без Форм — мгновенно.

 

Непросветленные пандиты задают друг другу вопросы, а затем спорят о том, что написано в писаниях, но видно, что они не просветлены. Если человек просветленный, его не интересуют какие-то частные вещи, писания, Он обращается непосредственно к природе своего Ума, к себе — как к субъекту, к собеседнику — как к объекту и исследует процесс восприятия. Результат этого метода самоосвобождения будет таким же, как и в первом варианте.

 

Наконец, третий вариант. Он предполагает высокий уровень, когда вы непрерывно выполняете:

 

 Практика концентрации на Истинном «Я».

 

Вы сразу же пытаетесь распознать свойства Истинного «Я», концентрируясь на его недвойственных качествах.

 

Где бы вы ни были и что бы вы ни воспринимали, всегда имейте взгляд, подобный взгляду просветленного существа или взгляд, подобный Пустоте. То есть когда вы с чем-то сталкиваетесь, вы сразу сравниваете восприятие, которое вы получаете через пять органов чувств, и абсолютный взгляд Истинного «Я». Вы говорите: «Разве в Пустоте есть подобные двойственные понятия: плохо-хорошо, добро-зло, святое-дьявольское, холодно-жарко — это все иллюзорные понятия моего двойственного ума. В Пустоте нет таких понятий». И снова переходите в состояние Истинного «Я».

 

Это не означает, что когда вы научились интеллектуально освобождаться, вы уже являетесь Просветленным. Это не значит, что нужно оправдывать какие-то свои загрязнения — нет, конечно, иначе вы станете заниматься ментальной эквилибристикой. Это должно стать сущностью вашего сознания, это должно стать сущностью вашего восприятия.

 

Обладая этими тремя методами, вы никогда не будете сбиты с толку какими-то внешними данными или какими-то теориями. Эти методы — интеллектуальные, то есть они используют логические схемы. Благодаря этим логическим схемам вы можете освобождаться.

 

Считается, что пребывание в естественном состоянии выше, но, с другой стороны, это не то, что вы можете удерживать, не то, что вы всегда можете использовать при общении с другими. Когда же вы обладаете интеллектуальными методами — это дает вам большую силу. Особенно вначале интеллектуальные методы даже могут быть гораздо сильнее, они помогают использовать логику против самой же логики и выходить за пределы всякой логики.

 

Владея этими методами, которые привели людей к Освобождению и Просветлению, вам нужно сделать их сущностью своего мышления. Это мышление, выводящее за пределы мышления. Бывает, что люди практикуют, и считают себя практикующими, но мышление у них — как у обычных людей, то есть они не в состоянии даже противостоять напору информации, не в состоянии противостоять каким-то вторгающимся данным в свое сознание.

 

Не можешь противостоять, не можешь разрушить информацию, значит, пропустишь ее в себя. Пропустишь внутрь себя — значит, информация пройдет в подсознание. Пройдет в подсознание — значит, отождествишься, отождествишься — значит, примешь ее как руководство к действию, она окажет влияние, окажет влияние — значит, снова будут страдания, т.к. сознание будет сорвано с высшей точки. Нам нужно удерживать сознание постоянно в высшей точке, в недвойственном состоянии.

Это драгоценные методы интеллектуального самоосвобождения.

7 июня 1998 г.



.
Учебно-ритритный ашрам "Видья Сагара":
Адвайтавадини Гири +38 067-438-77-48, [email protected]

Yandex.Metrica