Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
21 Ноября
Четверг 2024 год 00:00:00 Время по ведическому летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга 7-я манвантара Эпоха Ману Вайвасваты кальпа вепря первый день 51 года великого Перво-Бога-Творца |
||
|
||
Учение о концентрации (дхарана)
«Йога сутры» Патанжали раскрывают понятие дхараны:
«Сосредоточение внимания на одной точке или области есть концентрация (дхарана)».
Дхарана включает в себя понятие сфокусированности внимания. Когда внимание собрано в одной точке или области внутри или снаружи тела, устанавливается контроль над умом, который собирается в единый фокус.
По мере совершенствования мастерства в яме и нияме, асане, праеаяме, и пратьяхаре практикующий йогу приобретает способность сохранять устойчивость ума на любом неподвижном объекте.
Таким образом, дхарана является искусством работы с умом и ослабления его вмешательства в процесс концентрации. Когда сознание утрачивает ментальную активность, объект и субъект познания сливаются в одно целое.
Шри Вьяса указывает на части тела, которые пригодны для концентрации:
- область пупка (набхи чакра)
- лотос сердца (хридайя пундарика)
- центр головы (мурдани)
- сияющий свет (джйотиши, или аджнячакра)
- кончик носа (насикагра)
- корень языка (джихварга
Если для концентрации выбран внешний объект, то он должен быть благоприятным и ассоциироваться с чистотой.
При концентрации внимания на внутренних точках, ум начинает поглощаться собственной душой (атманом) и объектом для фокусировки теперь служит само существование.
Считается, что дхарана освоена, если практик становится способен в течение двенадцати секунд непрерывно и без каких-либо отвлечений сосредоточить свой разум на выбранном объекте.
Следует также отметить, что даже одна только длительная практика асан способна привести практика к постижению дхараны, так как в качестве объекта для сосредоточения внимания здесь выступают различные участки физического тела, которые садхака активизирует либо расслабляет во время занятий
В Лайя-йоге концентрация внимания является частью процесса медитации. И медитирующий свою практику всякий раз начинает с концентрации.
В другом контексте под конценрацией понимают отдельные практики, которые позволяют воспитывают силу воли, тренируют однонаправленность и сосредочение ума на одном объекте.
Концентрация внимания - как часть практики медитации
концентрации есть много ступеней. Если брать концентрацию вообще, она бывает разных уровней:
- Стхула – концентрация на грубом;
- Сукшма – тонкая концентрация. Например, вы концентрируетесь на чакрах;
- Шунья-дхарана – это концентрация на пустоте. (Последовательная концентрация на четырех видах пустоты Мира Без Форм);
- Атма-дхарана – это высшая практика, но это скорее уже не дхарана, а пребывание в Естественном Состоянии.
Вначале фокус внимания отклоняется от объекта концентрации. Как только йогин замечает это отклонение, он возвращает свое внимание на объект концентрации. Однонаправленность внимания еще является случайной, приходящей порывами. Ум колеблется между объектами концентрации и отвлекающими чувствами и ощущениями.
Первая веха на пути концентрации будет пройдена, когда внешние отвлекающие раздражители, такие как близкие звуки, а также волны его собственных различных мыслей и чувств перестают оказывать влияние на ум медитирующего. Хотя он и слышит звуки, и отмечает мысли и чувства, они не нарушают его спокойствия. На следующей стадии внимание медитирующего фокусируется на объектах концентрации в течении продолжительных периодов.
Способность возвращать свое внимание к объекту концентрации, когда он отвлекается, постепенно возрастает по мере того, как медитирующий видит пагубные результаты отвлечения (т.е. возбуждения) и чувствует преимущества спокойной однонаправленности внимания.
После того как это произошло, медитирующий получает способность преодолевать привычки, препятствующие устойчивому вниманию, такие как скука из-за жажды новизны. Теперь внимание медитирующего не отвлекается от объекта концентрации в течение продолжительных периодов
Контроль мыслей
Если вы сидите, а ваши мысли беспорядочно вращаются, если вы думаете о вчерашнем или планируете будущее, если вы в своем сознании переживаете старые опыты или рассуждаете – это абсолютно неправильно. Контроль мыслей означает, что вы можете по своему желанию останавливать их, пресекать и находиться в осознанном безмыслии. Может быть так, что вы сидите 2 часа и все это время усиленно думаете о чем-либо. Всякий раз, когда вы заметите, что думаете во время концентрации, вы должны пресекать свои мысли. Мысли должны пресекаться в самом зародыше. Когда мысли остановлены, вы должны осознанно находиться в состоянии концентрации, не впадая в прострацию (тамас).
Вот эти состояния: остановка мыслей – это все состояния медитации, которые находятся на уровне подступа. Это еще не дхьяна, это только борьба за дхьяну, но это самый сложный период медитации. Начиная с 1-й дхьяны ваша медитация идет легко, радостно. Но подойти к 1-й дхьяне очень сложно.
На Земле тысячи людей занимаются медитацией, но они даже не могут подойти к 1-й дхьяне. Считается, что тот йогин, который достиг 1-й дхьяны, не рождается в сансаре. Первая дхьяна обеспечивает счастливое перерождение в Мирах Богов.
Вторая, третья и четвертая – перерождение в Мирах Богов Рупа-локи.
Каким же образом выполняется контроль мыслей?
1. Наблюдение.
Вы можете дистанцированно наблюдать мысли;
2. Остановка.
Как только вы можете отделиться от мыслей и наблюдать их, вы можете их остановить волевым усилием.
Внутри вашего сознания есть тонкий присутствующий слой осознавания, который может управлять этими мыслями.
Сам процесс наблюдения и контроля мыслей – это величайший переворот в вашем сознании. Если взять в общем – это сущность всей садханы, всей йоги, потому что именно ум создает сансару, обусловленность и привязанность к телу.
концентрации контроль мыслей достигается погружением в объект концентрации, когда ваше внимание прилеплено к объекту концентрации. В медитации он осуществляется наблюдением, замечанием мыслей и их остановкой.
Когда вы занимаетесь концентрацией, постепенно начинает проявляться ваше подсознание. Практикой концентрации легко обрести мистический опыт, самадхи, опыты подсознания. Этот мир очень иллюзорен. Стоит вам остановить мысли и выйти на эту ступень, как он начнет медленно исчезать. Вы откроете всю тайну возникновения сансары, возникновения иллюзии.
Когда вы занимаетесь практикой концентрации, преодолевается слой поверхностного сознания и наружу постепенно начинает выходить ваше подсознание.
.
Учебно-ритритный ашрам "Видья Сагара":
Адвайтавадини Гири
+38 067-438-77-48, [email protected]