Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
21 Ноября
Четверг 2024 год 00:00:00 Время по ведическому летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга 7-я манвантара Эпоха Ману Вайвасваты кальпа вепря первый день 51 года великого Перво-Бога-Творца |
||
|
||
Шат-чакра-йога
Учение о чакрах
Объединение созерцательного присутствия с энергией в чакрах
Слияние со стихиями и элементами
Учение о чакрах
«Как может достигнуть совершенства тот йог, кто не знает шести центров (чакр), шестнадцати приспособлений (адхар), трехсот тысяч каналов (нади) и пяти пространств (вйоман) в своем теле?»
Махасиддх Горакшанатх
«Горакшашатака»
Слово «чакра» («чакрам») в переводе с санскрита означает буквально «колесо, круг». Чакры выделяются в теле как сфероидные излучающие энергию образования, от которых отходят лепестки — ближайшие к ним участки энергетических каналов. Чакры обладают многими свойствами.
Древнеиндийская традиция связывает функционирование чакр во множестве разных планов, построенных в основном на принципе соответствия макро- и микрокосма.
С чакрами связывают особые свойства человеческой личности и поведения, т е. положительные и отрицательные свойства характера, активизацию тех или иных органов чувств
Чакры в теле человека есть места локализации пяти элементов. Эти места являются точками контроля пяти энергий (пран).
Каждая чакра состоит из основного элемента:
~ муладхара — элемент земли,
~ свадхистана — элемент воды,
~ манипура — элемент огня,
~ анахата — элемент ветра,
~ вишуддха — элемент пространства,
~ аджна — сознание,
~ сахасрара — Всевышний Источник.
Элемент, который управляет чакрой, задает уровень вибрации и действия чакры.
Концентрируясь на точке, соответствующей чакре, йогин активизирует ее, усиливая нужный элемент. Усиливая элемент, йогин пробуждает все качества элемента и дремлющие кармы в чакре. В это время он испытывает трудности, аналогичные практике Кундалини-йоги: жжение, зуд, боль в месте расположения чакры, дрожь, вибрацию в теле, подпрыгивание, видения, мурашки, свет и т.д.
«Четырехлепестковый лотос — адхар и шестилепестковый лотос — свадхистана. В пупке находится десятилепестковый лотос, а в сердце — двенадцатилепестковый лотос.
Шестнадцатилепестковый лотос в горле, двухлепестковый — между бровей, тысячелепестковый лотос находится в отверстии черепа на «Великом пути».
Махасиддх Горакшанатх
«Горакшашатака» (15 — 16)
Связи между чакрами
Пробуждение муладхары и аджны связано между собой. Мула-бандха, открывая муладхару, дает переживание энергии в межбровье (в аджна-чакре).
Концентрация на кончик носа (насикагра-дришти), шамбхави-мудра (бхрумадья-дришти) дают опыт пробуждения в муладхаре.
Концентрация на манипура-чакре также влияет на пробуждение энергии в муладхаре.
Концентрация на свадхистана-чакре увеличивает количество нектара, стекающего из сома-чакры.
Вишуддха, бинду и лалана-чакра также связаны. Пробуждение вишуддхи одновременно открывает бинду и лалану.
Лепестки и корни
(кшетрам и адхара)
Все чакры, за исключением муладхары, имеют поверхность (кшетрам) и основание (адхара).
Чакра-кшетрам — внешняя поверхность чакры лепестками наружу, проекция каналов чакры в физическом теле.
Субъективно в теле кшетрамы находятся сразу под кожей на глубине 2-3 см. Основание чакры (адхара) непосредственно примыкает к центральному каналу.
Месторасположение кшетрамов чакр:
~ свадхистаны — перед лобковой костью,
~ манипуры — пупок,
~ анахаты — центр груди,
~ вишуддхи — горловая ямка,
~ аджны — межбровье.
При концентрации на кшетрам энергия соответствующего элемента растекается по всему телу, от ног до макушки.
Концентрация на кшетрам применяется для очищения каналов чакр и контроля элементов. Концентрация на основании чакры (адхаре), ближе к сушумне, служит для ввода праны в центральный канал.
Муладхара-чакра
«Сосредоточь свои мысли на муладхаре.На расстоянии длины двух пальцев выше ануса, откуда фекальная масса не уходит, и ниже мужских органов, находится лингам в муладхаре — медитируй на этом центре. Там пребывает Владыка шести адхар — это моя упадеша, редко раскрываемая. Примени ее и познаешь Владыку».
Риши Тирумулар «Тирумантирам», тантра 3 (733)
«Двумя пальцами выше ануса, двумя пальцами ниже лингама (полового органа), на четыре пальца в ширину расположена область, подобная луковице.
Внутри нее есть йони, с лицом, повернутым назад. Это пространство — корень. Там обитает богиня Кундалини. Она обнимает все нади и имеет три с половиной оборота. Держа хвост в своем собственном рту, она покоится в отверстии сушумны.
Она спит там подобно змее и светится своим собственным светом. Это — богиня речи, и она называется «семенем» (биджа). Знай эту Кундалини, полную энергии и подобную пламенеющему золоту, обладающую силой (шакти) Вишну. Это — мать саттвы, раджаса и тамаса.
Там расположено семя любви (кама-биджа), прекрасное как цветок бандхука. Его слог — Клим. Оно сверкает, как отполированное золото, и считается йогинами вечным.
Сушумна охватывает также и его. Прекрасное семя покоится здесь, ярко сияя, подобно осенней луне, в блеске миллиона солнц и в холоде миллиона лун. Богиня Трипура-Бхайрави владеет этими тремя — огнем, солнцем и луной. Она, изначальная Сила, называется также биджа.
Она наделена силами движения и чувства и циркулирует по телу. Она тонка и имеет вид пламени. Иногда она поднимается, а иногда опускается. Такова изначальная Сила, покоящаяся в йони и называемая сваямбху-лингам, «саморожденной» (не сотворенной никем).
Все это называется адхар-падма (поддерживающий лотос), и его четыре лепестка обозначены буквами Ван, Шан, Щан, Сан. Неподалеку от сваямбху-лингама расположена золотая область кула. Ее владыка — Двиранда, а богиня — Дакини. В центре лотоса — йони, где обитает Кундалини. Здесь циркулирует яркая энергия кама-биджа (семя любви). Мудрый йогин, постоянно концентрирующийся на муладхаре, приобретает дардри-сиддхи (силу прыжка лягушки). Постепенно он сможет оставлять землю [и подниматься в воздух].
Тело становится сияющим, огонь мощным, приходит свобода от болезней, одаренность и вездесущность. Йогин знает свое прошлое, настоящее, будущее и их причины. Он овладел неведомыми науками и их тайнами. На его языке танцует богиня учения, и он приобретает успех в мантрах.
Так говорит гуру. Это разрушает старость и смерть. Практикующий пранаяму должен всегда размышлять об этом. Благодаря этому истинному созерцанию йогин освобождается от грехов. Когда йогин медитирует над муладхарой, его грехи разрушаются. Ум получает все, чего бы он ни пожелал. Он видит того, кто дает освобождение, того, кто наилучший и внутри, и вовне, и кого следует почитать с величайшим старанием. Лучше него я не знаю никого. Тот же, кто поклоняется внешним идолам и оставил Шиву, существующего внутри него, тот подобен тому, кто имел пищу в руках, выбросил ее и отправился на поиски пропитания.
Ежедневно надо медитировать над сваямбху-лингамом. Нельзя пренебрегать этим. Все силы придут этим путем. При ежедневной практике успех придет за шесть месяцев, и вайю войдет в сушумну.
Йогин овладеет своим умом, дыханием и семенем. Это будет успехом, как в этом, так и в другом мире».
«Шива Самхита» (5.56 — 74)
Название: корень, основа.
Место расположения: на два пальца выше ануса, на два пальца ниже гениталий. Муладхара-чакра находится в промежности, между основанием половых органов и анусом. Это место находится сразу под кандой. В нем соединяются все нади и сушумна. У женщин муладхаре соответствует задняя стенка шейки матки.
С муладхарой также связывают три первых позвонка у основания позвоночника.
Лотос муладхары имеет четыре лепестка малинового цвета. Эти четыре лепестка представляют собой четыре вида радости (или блаженства), ощущаемого в теле:
~ парананда,
~ сахаджананда,
~ йогананда,
~ вирананда.
Биджа-звуки на лепестках: ВАН, ШАН, ЩАН, САН. Биджа-звуки представляют собой энергетическое тело Кундалини в форме тонкой звуковой вибрации (вайкхари).
Элемент: земля.
Цвет элемента: желтый, в очищенном виде — желто-золотой.
Форма элемента: квадрат.
Танматра, чувство: обоняние.
Орган чувства: нос.
Орган действия в теле: анус.
Биджа-звук: ЛАМ[51]
Проявление энергии муладхары в ситуациях: выживание, безопасность жизни, пища, жилище.
Грантхи: в муладхаре находится узел Брахмы, связанный с грубыми желаниями.
Измерение (лока): физический мир (Бху-лока).
Планета в макрокосме: Марс.
Дэвата: бог Ганеша.
Оболочка (коша): физическое тело (аннамайя-коша).
Прана: нисходящий ветер (апана).
Свадхистана чакра
«Эта чакра расположена в основании лингама (половых органов). Она имеет шесть лепестков: Бам, Бхам, Мам, Йам, Рам, Лам. Цвет ее — кроваво-красный. Владыка ее — Бала, а богиня — Ракини.
Тот, кто ежедневно размышляет над свадхистаной, становится владыкой любви и обожания всех прекрасных богинь.
Он знает наизусть разные шастры, и нет науки, неизвестной ему. Он освобождается от всех болезней и смело движется через мир.
Смерть поглощена им, он же не поглощен ничем. Он приобретает силы (сиддхи), вайю гармонично движется через все его тело, а возможности тела увеличиваются. Количество нектара, текущего из сома-чакры, возрастает».
«Шива Самхита»
(5.75 — 78)
Название: «обитель самости».
Место: кшетрам свадхистаны — район половых органов, лобок. Основание же — у позвоночника, в районе копчика, чуть выше муладхары.
Элемент: вода.
Цвет элемента: белый.
Форма элемента: полумесяц.
Прана: вьяна-вайю.
Свадхистана представляет собой лотос с шестью лепестками оранжевого цвета, расположенный у основания половых органов. Его сердцевина красного цвета, а лепестки подобны молниям.
Орган чувств: язык.
Биджа-слоги на лепестках: БАМ, БХАМ, МАМ, ЙАМ, РАМ, ЛАМ.
Проявление: взаимоотношения, артистизм, общение, искусства.
Эмоция: удивление.
Биджа-слог: ВАМ[52].
Вритти на лепестках:
~ доверчивость или баловство (прашрайя),
~ недоверие (авинаша),
~ пренебрежение (аваджна),
~ заблуждение или оцепенение (мурччха),
~ страх уничтожения, ложное знание (сарванаша),
~ безжалостность (крурата).
Оболочка: пранамайя-коша.
Измерение: астральный мир (Бхувар-лока).
Свадхистана связана с бинду, концентрация на свадхистане увеличивает поток нектара.
Описание янтры элемента: белый круг с полумесяцем внутри. В круге восседает дэвата (божество чакры) Вишну темно-синего цвета с супругой Лакшми, под ними — полумесяц, внутри него — макара (крокодил).
Манипура-чакра
«Созерцая «Я» в виде полного драгоценностей центра, сияющего подобно взошедшему солнцу, [йогин], взирая [недвижно] на кончик носа, потрясает мир».
Махасиддх Горакшанатх
«Горакша паддхати» (66)
«Лотос манипура расположен около пупка. Цвет его золотой, десять лепестков: Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дам, Дхам, Нам, Пам, Пхам.
Его владыка — Рудра, податель всех благ, а богиня — Лакини.
Когда йогин размышляет над манипурой, он получает потала-сиддхи (постоянное счастье). Он становится владыкой желаний, разрушает скорби и болезни, обманывает смерть и может входить в тело другого.
Он может создавать золото, видеть посвященных, открывать средства от болезней и находить скрытые сокровища».
«Шива Самхита» (5.79 — 82)
Название: «город драгоценностей».
Место: область пупа (набхистхана).
Элемент: огонь.
Количество лепестков: десять.
Цвет: темных облаков (темно-синий).
Лока: Мир богов (Сварга-лока).
Чувство: зрение.
Орган: глаза.
Вайю: самана-вайю.
Форма элемента: перевернутый треугольник.
Биджи на лепестках: ДАМ, ДХАМ, НАМ — переднеязычные звуки, ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ — зубные, ПАМ, ПХАМ — губные.
Вритти на лепестках:
~ отвращение (гхрина),
~ страх (бхайа),
~ стыд (ладжа),
~ непостоянство (пишуната),
~ ревность (ирша),
~ желание (тришна),
~ лень (сушупти),
~ печаль (вишада),
~ тупость (кашайя),
~ невежество (моха).
Описание янтры: в середине лотоса находится биджа огня РАМ и треугольная мандала Агни, от трех сторон ее отходят три знака свастики. Внутри нее — красный четырехрукий дэвата Агни, сидящий на баране. Перед ним Рудра со своей Шакти Бхадракали. Рудра имеет алый цвет и подобен старику, тело его покрыто пеплом, у него три глаза и две руки. Одной рукой он благословляет, другой рассеивает страх. Рядом с ним Лакини — Шакти цвета расплавленного золота в желтых одеждах и украшениях. Ее ум ослеплен страстью. Над лотосом — обитель Солнца (Сурьи).
Сиддхи: потала-сиддхи, победа над болезнями и смертью, познание тонкого тела, способность покидать физическое тело по желанию и входить в тело другого, контроль элемента огня, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой.
Анахата-чакра
«Созерцая всеблагого Владыку, что расположен в пространстве сердца и сияет подобно пылающему солнцу, и удерживая взгляд на кончике носа, он принимает облик Абсолюта.
Махасиддх Горакшанатха
«Горакша паддхати» (67)
«Анахата-лотос расположен в области сердца. Цвет его — глубокий кроваво-красный. Семя — вайю. Двенадцать лепестков: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Ньям, Там, Тхам.
В этом лотосе расположено пламя, называемое бана-лингам. Медитацией на нем приобретаются объекты видимого и невидимого мира.
Владыка лотоса — Пинаки, богиня — Какини. Того, кто всегда размышляет над этим лотосом в сердце, желают небесные девы.
Он получает неизмеримое знание, знает прошлое, настоящее и будущее, обладая способностью ясновидения и яснослышания, и может путешествовать по воздуху.
Он видит посвященных и богинь, известных как йогини. Приобретает силу кхечари и побеждает все, что движется в воздухе.
Тот, кто ежедневно размышляет над скрытым бана-лингамом, достигает кхечари и бхучари (уход из мира по желанию).
Невозможно описать словами важность медитации на этом лотосе. Даже такие боги, как Брахма, держат в тайне этот метод созерцания».
«Шива Самхита» (5.83 — 89)
Перевод: «безударная».
Место: центр груди.
Число лепестков: двенадцать.
Биджа-слоги на лепестках: КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ, ТХАМ.
Элемент: ветер.
Биджа: ЙАМ.
В верхней части анахаты находится пламя лампы (акханджьоти) и бана-лингам.
Вритти:
~ надежда (аша),
~ беспокойство и тревога (чинта),
~ усилие (чешта),
~ чувство собственности (мамата),
~ высокомерие (дамбха),
~ апатия (викалата),
~ самомнение (ахамкара),
~ различение (вивека),
~ алчность (лолата),
~ двуличие (капатата),
~ нерешительность (витарка),
~ сожаление (анутапа).
Описание янтры: внутри анахаты шестиконечное пространство дымчато-черного цвета. Шестиконечная звезда окружена двенадцатью лепестками алого цвета.
Вишуддха-чакра
«Постоянно созерцая «Я» в центре «колокольчика» (гхантика) в чистом [центре] (вишуддха), светящемся подобно светильнику, он принимает облик блаженства».
Махасиддх Горакшанатх
«Горакша паддхати» (69)
«Вишуддха-лотос расположен у горла. Цвет его — сияющее золото, лепестков шестнадцать: Ам, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лим, Лиим, Ем, Аим, Ом, Оум, Аум, Ма, Ах.
Тот, кто всегда созерцает Это — поистине владыка йогинов и заслуживает быть названным мудрым. Медитацией на вишуддхе йогины сразу постигают все четыре йоги с их тайнами. Владыка этой чакры — Чхагаланда, а богиня — Шакини.
Когда йогин, концентрирующийся на этом тайном месте, чувствует гнев, все три мира начинают дрожать.
Даже если ум йогина случайно сосредоточится на этом месте, он перестает воспринимать внешний мир и сосредотачивается на мире внутреннем.
Его тело никогда не слабеет и остается полным сил в течение тысяч лет. Он становится твердым как алмаз.
Когда йогин входит в такое созерцание, тысяча лет для него — как минута».
«Шива Самхита» (5.90 — 95)
Название: «чистота».
Место: горло.
Элемент: пространство.
Цвет элемента: голубой (дымчатый).
Танматра: звук.
Чувство: слух.
Орган: уши.
Вайю: удана.
Орган тела: рот.
Форма элемента: белый круг, подобный полной луне.
Биджа-слог: ХАМ.
Число лепестков: шестнадцать лепестков серо-лилового цвета, или дымчатого, или цвета огня, скрытого дымом.
Биджа-слоги на лепестках: АМ, ААМ, ИМ, ИИМ, УМ, УУМ, РИМ, РИИМ, ЛРИМ, ЛРИИМ, ЕМ, АИМ, ОМ, АУМ, МА, АХ.
Биджи: ХУМ, ПХАТ, ВАУШАТ, ВАШАТ, СВАТХА, СВАХА, НАМАХ и нектар (амрита) на шестнадцатом лепестке. Также семь музыкальных нот: нишада, ришабха, гандхара, шададжа, мадхьяма, дхайвата и панчама, и на восьмом лепестке яд.
Божество чакры: Садашива.
Богиня: Шакини.
Описание янтры: вишуддха-чакра описывается как серебряный полумесяц в белом круге, окруженный шестнадцатью лепестками.
Вишуддха-чакра считается обителью богини речи. Также, если йогин концентрируется на курма-нади, связанном с вишуддхой, он может обходиться без еды и питья.
«При сильном сжатии горла два канала ида и пингала блокируются, а шестнадцать лепестков средней чакры запираются».
«Хатха-йога-прадипика» (3.72)
Когда выполняется горловой замок, блокируется движение праны в боковых каналах, энергия направляется в сушумну. Часть энергий собирается в вишуддха-чакре.
Вишуддха-чакра описывается в текстах, как лотос темно-пурпурно го цвета, имеющий шестнадцать лепестков. Лепестки являются хранилищем тонкой энергии.
Считается, что восьмой лепесток содержит яд, шестнадцатый лепесток содержит нектар (амриту), его называют Адья-сат-чит-ананда-рупини, он представляет собой форму Высшего «Я».
В каждом лепестке есть семенные слоги мантр, которые в своей тонкой форме связаны с различными тонкими энергиями и функциями тонких тел человека. Также лепестки связаны с фазами растущей луны. Подобно фазам нарастающей луны, эти лепестки означают нектар, дарение жизни, рост, довольство, питание, привязанность, постоянство, содержание негативного влияния луны на сознание, излучение света, лучезарность, лунный свет, успех, восхищение, рост конечностей, полноту, волнение и Наполненность нектаром.
Аджна-чакра
«Йогин, овладевший жизненной силой и непрестанно созерцающий «Я», Вседержителя темно-синего в межбровье, взирая при этом на кончик носа, достигает [высшей цели]».
Махасиддх Горакшанатх
«Горакша паддхати» (71)
«Лотос аджны расположен между бровями. Владыка его — Шукла Махакала, а богиня — Хакини. Два лепестка: Ха и Кша.
Внутри расположена вечная биджа, сияющая подобно осенней луне. Мудрый, знающий это, никогда уже не стремится вниз.
Там есть ярчайший (сверкающий) свет, хранимый в тайне во всех тантрах. Созерцанием его достигается величайший успех
В аджне обитает Махешвара (Великий Господь). Йогины изображают над ним три более священные ступени: бинду, нада и шакти — они расположены в лотосе лба.
Тот, кто постоянно размышляет над скрытым лотосом аджны, тот сразу, без сопротивления, разрушает все кармы своей прошлой жизни. Когда йогин медитирует над этим местом, все формы внешнего мира представляются ему бесполезными.
Якшасы, ракшасы, гандхарвы, апсары и киннары — все они охраняют его стопы, и становятся послушными исполнителями его приказаний.
Обратив язык в углубление нёба, пусть йогин войдет в созерцание, которое разрушает все страхи. У того, чей ум остается здесь неподвижным хотя бы на секунду, все грехи тотчас же разрушаются. Все, что достигается в результате концентрации на других пяти лотосах, достижимо благодаря знанию одной лишь аджны.
Мудрый, непрерывно пребывающий в созерцании аджны, освобождается от цепей желаний и наслаждается счастьем.
Если в момент смерти йогин созерцает аджну, он поглощается Параматмой.
Тот, кто медитирует над этим, тот непричастен греху, даже если он совершил преступление.
Так собственными усилиями йогин освобождается от цепей. Нет слов, чтобы описать всю важность созерцания аджны. Даже боги, подобные Брахме, учившиеся у меня (Шивы), владеют этим искусством лишь частично».
«Шива Самхита»
(5.96 — 101, 5.110 — 119)
Место расположения: межбровье.
Название: парамакула, трикути, мукта-тривени.
Аджна-чакра представляет собой лотос с двумя лепестками, находящийся в межбровье. У аджна-чакры нет никакого материального элемента, ее тонкая таттва — сознание, ум. В аджна-чакре находится хакарардха, половина буквы Ла. На лепестках лотоса аджны изображены красные слоги ХАМ и КШАМ, в центре спрятана биджа ОМ. Два ее лепестка и центр содержат в себе три качества: тамас, раджас и саттву. Из аджны расходятся три канала: ида, пингала и сушумна.
Божество чакры: Парамашива в форме хамсы.
Богиня: Хакини (Шакти).
Биджа чакры: слог ОМ.
Грантхи: узел Рудры.
Цвет: ярко-белый, цвет полной луны. В этой луне находятся бинду, нади и шакти.
Измерение чакры: Тапа-лока.
Вритти на лепестках аджна-чакры:
~ апара — мирское знание, управляющее жизненными вритти других чакр, находится с правой стороны межбровья,
~ пара — духовное знание, управляющее поворотом низших вритти к Исконному «Я», находится с левой стороны межбровья.
Сиддхи в результате концентрации: полностью раскрыв аджну, йогин становится дживан-муктой, при жизни обретая Освобождение от кармы, восемь главных и тридцать две второстепенных сиддхи.
Сахасрара-чакра
«Созерцая бескачественное, покойное, благое (Шива), Всевышнюю Сущность в пространстве [макушки головы], взирая при этом на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.
Созерцая вездесущее «Я», которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно, как искрящаяся жидкость, йогин обретает Освобождение».
Махасиддха Горакшанатх
«Горакша паддхати» (72, 74)
«Лотос, расположенный в брахмарандре, называется сахасрара. В центре его — луна. Из треугольной области постоянно течет нектар. Лунная жидкость бессмертия течет через иду, и этот поток у йогинов называется Гангой.
Тысячелепестковый лотос помещается над аджной, в основании нёба, там, где находится отверстие сушумны.
В центре сахасрары — йони с лицом, повернутым вниз.
Здесь — корень сушумны вместе с ее отверстием, называемым брахмарандра».
«Шива Самхита»
(5.103, 120, 122 — 123)
Расположение: в макушке головы.
Другое название: тысячелепестковый лотос (сахасрара-падма).
Количество лепестков: тысяча, что указывает на то, что из сахасрара -чакры выходит бесчисленное множество тонких нади.
Пятьдесят букв санскритского алфавита повторяются здесь вновь и вновь на йогических нади.
Сахасрара-чакра представляет собой группу чакр в области макушки. Согласно некоторым текстам, главными в этой группе чакр являются Гуру-чакра и Нирвана-чакра.
Сахасрара — лотос, окрашенный во все цвета, свисает вниз из брахмарандры над всеми остальными чакрами, здесь находится первопричина Бытия — Брахма-лока. Это великое «солнце», в котором объединяются Парашива и изначальная энергия Адишакти. В непроявленном состоянии (авьякта-бхава) существует все то, что есть в других чакрах и во всей вселенной.
Измерение (лока): Сатья-лока.
Форма янтры: круг, подобный полной луне.
Биджа-звук: висарга (особый придыхательный звук).
Носитель биджи: бинду, точка над полумесяцем.
Божество: внутреннее осознавание.
Малые чакры
Калпа-врикша[54]
(Хрид-чакра)
«Таттва есть семя, хатха есть душа, тотальное отсутствие желаний (вайрагья) есть вода. Из этих трех немедленно произрастает калпа-врикша (дерево исполнения желаний), которое есть унмани-авастха (состояние без ума)».
«Хатха-йога-прадипика» (4.103)
Вторичная чакра, находится ниже околоплодника анахата-чакры, в центре груди.
Калпа-врикша находится внутри красного лотоса. У лотоса восемь лепестков, и он повернут вверх. Засоры в хрид-чакре приводят к развитию эгоцентризма, противопоставлению «святого» и «обыденного», «чистого» и «нечистого», что на физическом уровне выражается в сердечных заболеваниях.
Когда пробуждается эта чакра, исполняются все желания йогина.
Цвет: золотой, белый.
Манас-чакра
Название: «центр ума».
Манас-чакра расположена над аджна-чакрой, ниже лба над точкой бинду-питха, чуть выше точки пранава-бинду в аджна-чакре.
У нее шесть лепестков белого цвета.
На лепестках манас-чакры находятся шабда-джняна (знание звука), спарша-джняна (знание осязания), рупа-джняна (знание видимых форм), расапабхога и свапна, или способности слышать, осязать, видеть, обонять, чувствовать вкус и спать, т.е. отключать способности.
Считается, что во время сна эта чакра становится черного цвета, поскольку в это время ум погружен в бессознательное.
Манас-чакра является центром чувственного сознания. Пять лепестков манас-чакры связаны с пятью органами чувств (вкус, зрение, запах, осязание, слух). Они активны в бодрственном состоянии. Через эти лепестки происходит взаимодействие сознания с внешним миром.
Шестой лепесток манас-чакры активен во сне и медитации, при ясновидении, осознанных снах, через него происходит осознание астрального тела. Эта чакра важна для контроля астрального тела.
Лалана (талу)
Лалана-чакра расположена под сахасрара-чакрой и над аджной. Если рассматривать снизу — в верхнем нёбе, там, где оно соприкасается с шеей. У нее двенадцать лепестков (двенадцать исходящих нади).
Биджа-звуки на лепестках: ХА, СА, КША, ИА, ЛО, ВА, РА, ЙА, СА, КХА, ПХРЕМ.
Вритти на лепестках:
~ чистота (шуддхата),
~ бесстрастность (арати),
~ волнение (самбхрама),
~ желание (урми),
~ вера (шраддха),
~ удовлетворенность (сантоша),
~ чувство вины (апарадха),
~ самообладание (дама),
~ гнев (мана),
~ привязанность (снеха),
~ печаль (шока),
~ горе, уныние (кхеда).
Биджа чакры: ОМ.
Эта чакра связана с переносом нервных импульсов от мозга к органам тела.
Сома-чакра
(инду, амрита-чакра)
«В середине сахасрары есть йони, а ниже ее — мистическая луна. Пусть мудрец созерцает ее.
Такого йогина будут любить боги, адепты и все люди этого мира. В середине лба пусть он созерцает молочный океан, потом пусть медитирует на луне, которая в сахасраре.
Луна — источник нектара, и она имеет кала (степени нарастания). Пусть он размышляет над ее чистотой. Постоянно так упражняясь, он постигает это за три дня. Тогда будут сожжены все его грехи.
Будущее откроется ему, ум очистится, и даже если он совершит пять смертных грехов, они разрушатся за одно мгновение такого созерцания.
Любое положение звезд и планет будет для него благоприятным. Ничто не будет ему грозить, и успех будет способствовать ему во всем. Силы кхечари и бхучари откроются ему созерцанием этой луны. Йогин становится адептом, и он становится подобным мне.
Пусть йогин всегда пьет нектар, стекающий оттуда, где сила Кула (Кундалини) поглощается Параматмой. Так он побеждает смерть».
«Шива Самхита» (5.145 — 157)
Название: «луна».
Количество лепестков: шестнадцать, их называют шестнадцать кала. Лепестки белого цвета или бледно-желтые.
Эта чакра считается центром высшего творческого интеллекта (буддхи). С ней связано синтетическое, объемное, целостное восприятие мира.
Место: расположена посередине лба, над манас-чакрой.
Дэвата: Парашива, восседающий на лебеде.
Шакти: Сиддхакали.
Биджа: ХАМСА в форме лебедя.
Вритти на лепестках:
~ милосердие (крипа),
~ кротость (мридута),
~ терпение (дхайрья),
~ бесстрастие (вайрагья),
~ упорство и твердость (дхрити),
~ процветание (сампат),
~ радость (хасья),
~ восторг, трепет (романча),
~ смирение (виная),
~ медитация (дхьяна),
~ покой (сустхирата),
~ серьезность (гамбхирья),
~ усердие (удьяма),
~ контроль над эмоциями (акшобха),
~ великодушие и щедрость (аударья),
~ сосредоточенность (экаграта).
Бинду
Бинду является ядром, центром двух изначальных принципов: сознания и энергии, Шивы и Шакти, пуруши и пракрити, двух полярных принципов, которые в теле человека олицетворяются красной и белой каплями, встречающимися в бинду (в капле, в ядре). Когда они встречаются в бинду, ядро трансмутирует, взрывается, проявляясь как кала (сияющие лучи) и нада (первое проявление энергии в виде вибрации, которое дает основу для будущего творения вселенной).
Бинду олицетворяет энергию внешней и внутренней вселенной. Существует Махабинду — это все творение вселенной в виде сознания, Пара-бинду — это форма сознания, творящего вселенную, сукшма-бинду — это непосредственное индивидуальное осознавание, стхула-бинду — это красные и белые капли в теле человека.
В традиции Лайя-йоги нада, бинду и кала описываются как звук, свет и сияние. Принцип бинду олицетворяет собой чистый свет, нада олицетворяет собой звук, кала олицетворяет собой различные видения, которые возникают в практике как следствие осознавания.
Бинду-висарга
Сахасрара-чакра является источником белой капли в теле (бинду), а место, откуда появляется бинду — бинду-висарга.
«Луна, путешествующая через ида-нади, левый канал, орошает все тело нектаром, а солнце, путешествуя через правый канал (пингалу) высушивает нектар».
Бинду-висарга является хранилищем карм всех прошлых жизней человека.
Название: «капля», «точка».
Место: вершина затылка, место для «брахманской шикхи».
Форма янтры: полумесяц, освещающий лунным светом ночное небо и белая капля нектара, стекающего в вишуддха-чакру.
Бинду связан с вишуддха-чакрой тонкой сетью нади, идущих по внутренней части носовых проходов и пересекающих лалану, которая находится за нёбом над малым язычком.
Физическое описание: небольшое углубление внутри центров верхней коры головного мозга. Это углубление содержит мельчайшую каплю, в центре которой есть небольшое возвышение, подобное острову посередине озера.
Измерение: Сатья-лока.
Оболочка (коша): анандамайя-коша.
Бинду считается воротами Пустоты. Связь с более высокими чакрами, находящимися за пределами физического тела, происходит через прохождение бинду-висарги.
Нирвана-чакра
Принадлежит к семейству аджна-чакры (по другим источникам — сахасрары). Нирвана-чакра считается наивысшей чакрой, существую щей в пределах физического тела. В нирвана-чакре заканчивается сушумна-нади, в ней переживаются высшие уровни дхьяны, в которых личное «я» йогина растворяется в Абсолюте.
Гуру-чакра
Находится над черепом за пределами физического тела. Принадлежит к семейству сахасрары, имеет двенадцать лепестков. Является «нижним окончанием» сахасрары. Концентрация на гуру-чакре открывает дверь в самадхи.
Брахмарандра[55]
«Полость сушумны в области адхары — это брахмарандра. Тот мудрец, который знает это, освобожден от цепей кармы.
Три потока встречаются у рта брахмарандры. Омовением в этом месте достигается спасение».
«Шива Самхита» (5.130 — 131)
Это заросшее отверстие в верхней части черепа между двумя височными и затылочной костями. Это место, через которое прана освобожденного йогина выходит из тела в момент смерти.
«Сто и один нерв выходят из сердца. Из них только один выходит, проникая в голову. Тот, кто взойдет по нему, становится бессмертным».
«Катха упанишада», песня 3 (16)
Семь малых чакр нижней части тела
Атала
Расположена ниже муладхары в тазобедренных суставах. С ней связаны страх и грубая похоть.
Соотносится с низшим астральным миром, называющимся Атала (один из адских миров).
Витала
Вторая чакра ниже уровня муладхары, расположена в бедрах. С ней связано проявление бурного гнева.
Соотносится со вторым уровнем низшего астрального мира, называемым Витала или Авичи («безрадостный»).
Сутала
(«великая бездна»)
Расположена в коленях. Местообитание чувства мстительной ревности и зависти.
Соотносится с третьим низшим астральным миром, называемым Сутала или Самхата («отброшенный»).
Талатала
(«низшая сфера»)
Центр в икрах ног. Выражает постоянное умственное заблуждение и беспокойство, тупое упрямство и связана с тотальным инстинктом самосохранения.
Соотносится с четвертым миром низшего астрала — Тамисра («тьма»), по-другому — Талатала.
Расатала
(«подземная область»)
Центр в лодыжках. Связана с чувством эгоизма и собственничества. Соотносится с пятым нижним астральным миром — Риджима («изначальный») или Расатала.
Махатала
(«великое дно»)
Центр в ступнях. С ним связано отсутствие сострадания. Шестой нижний астральный мир.
Патала
(«область грешников»)
Центр в подошвах стоп. Ему соответствует седьмой нижний под миром людей астральный мир, называемый Патала или Какола («черный яд»). В этом измерении падшие души непрерывно подвержены насилию и разрушению.
Учение о самьяме
Самьяма – это великий и совершенный инструмент йогов.
Самья́ма — термин йоги, означающий совместную одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи.
Представляет собой средство с помощью которого возможно познание качеств объекта. Самьяма практикуется такими школами, как раджа-йога. Активируется на подсознательном уровне путём медитации на стадии глубокой дхьяны.
Самьяма описывается в «Йога-сутрах» Патанджали как три наиболее возвышенные ступени раджа-йоги или аштанга-йоги.
Человек, достигший успеха в практике самьямы, достигает полного контроля над своим умом и чувствами, а также обретает мистические йогические совершенства, которые описываются в «Йога-сутрах».
Через постепенное обучение медетирующие учатся справляться с этими первыми двумя шагами этой триады.
В конечном счете, с постоянством, они прорываются в опыт самадхи, который приносит восторженный союз с целью размышления. После продолжительной практики эти три процесса протекают вместе как один – самьяма.
Практика самьямы представляет собой мощный инструмент йога. Объекты познания безграничны, но их можно разделить на грубые, более грубые, самые грубые, а также на тонкие, более тонкие, самые тонкие и т. д.
Самьяма сначала должна применяться к грубым объектам, и после того как индивидуум познал уровень грубой материи, постепенно, в несколько этапов, он начинает познавать более тонкие элементы.
Искусство сосредоточения — самьяма.
«Сосредоточение наступает после пяти нади [то есть двух часов];
созерцание наступает после шести нади [то есть двадцати четырех часов].
После контроля жизненной силы на протяжении двенадцати дней наступит самадхи.
Экстаз самадхи описывается как исчезновение всяких мысленных проекций и [постижение] равенства всех пар противоположностей и тождества отдельного «я» с Высшим «Я».
Самадхи является постижением равенства ума с Высшим «Я», подобно тому, как сливающаяся с морем вода становится равной с ним.
Самадхи представляет собой переживание равностности (самарасатва), когда жизненная сила растворяется, и ум оказывается поглощенным.
Йогин, сплоченный (юкта) экстазом, не видит себя или другого как запах, вкус, образ, прикосновение и звук.
Йогин, поглощенный самадхи, не тяготится временем, не омрачается действием, не победим никем».
Махасиддх Горакшанатх «Горакша паддхати» (84 — 90)
В основе практики Шат-чакра-йоги лежит самьяма — умение длительное время чрезвычайно глубоко сосредотачивать ум на точке тела, чакре, нужном элементе и полностью сливаться с ним.
Искусство самьямы включает овладение тремя стадиями:
~ сосредоточение, концентрация (дхарана).
Согласно сиддху Горакшанатху для достижения сосредоточения в самьяме требуется не менее двух часов;
~ медитативная поглощенность (дхьяна).
Для достижения медитативной поглощенности в самьяме требуется двадцать четыре часа;
~ полное слияние с объектом (самадхи).
Для полного контроля элементов и сил вселенной требуется непрерывное самьяма-самадхи в течение пяти дней.
Само по себе искусство самьямы включает в себя сосредоточение не только на главных чакрах, но и на различных участках тела, аспектах сознания и вселенских энергиях.
«Через самьяму на Тару (Ом) он постигает все вещи.
- удерживая ум на вершине носа, он обретает знание мира Индры;
- удерживая его ниже, он обретает знание мира Агни (огня).
- через самьяму на читту глаза он обретает знание всех миров;
- уха — знание мира Ямы (бога смерти);
- по бокам от ушей — знание мира Ниррити;
- позади уха — знание мира Варуны (вод);
- на читту левого уха — знание мира Вайю (ветра);
- горла — знание мира Сомы (луны);
- левого глаза — знание мира Шивы;
- головы — знание мира Брахмы (Брахма-локи);
- передней части стоп — знание мира Аталы;
- стоп — знание мира Виталы;
- лодыжек — знание мира Ниталы;
- икр ног — знание мира Суталы;
- коленей — знание мира Махаталы;
- бедер — знание мира Расаталы;
- поясницы — знание мира Талаталы;
- пупка — знание мира Бху (земного);
- живота — знание мира Бхувар (тонкого, астрального); - сердца — знание мира Свар;
- в месте выше сердца — знание мира Махар;
- на читту горла — знание мира Джана;
- на читту места между бровями — знание мира Тапа-локи;
- на читту головы — знание Сатья-локи (мира Истины).
Выходом за пределы дхармы и адхармы познается прошлое и будущее.
Самьямой на звук, порождаемый любым существом, познается значение звука (или язык) этого живого существа.
Самьямой на санчит-карму (карму, отложенную на будущее) познаются свои предыдущие рождения.
Самьямой на ум другого познаются его мысли.
Через самьяму на кайя-рупу (физическое тело) становятся видимыми другие тела.
Самьямой на силу обретается сила Ханумана.
Самьямой на солнце обретается знание тонких миров.
Самьямой на луну обретается знание созвездий.
Самьямой на Дхруву (полярную звезду) познается движение небосвода.
Самьямой на свою собственную сущность познается Пуруша.
Самьямой на пупке обретается знание кайя-вьюхи (мистической взаимосвязи всех частиц тела, что позволяет человеку отработать всю свою карму за одну жизнь).
Самьямой на горло обретается свобода от голода и жажды.
Самьямой на курма-нади (которая расположена в горле) обретается непоколебимость (сосредоточения).
Самьямой на тару (зрачок глаза) обретается видение сиддхов (божественных мудрецов). Становясь владыкой акаши в своем теле, он способен перемещаться в акаше (левитировать и др.)».
«Шандилья упанишада» (69, б)
Овладев самьямой, йогин обретает сверхъестественные силы, присущие тому объекту, на котором он сосредотачивается.
«Самьямой на что-либо он обретает все способности (сиддхи), связанные с этим объектом его самьямы».
«Шандилья упанишада» (69, б)
Связь праны и миров, видимых в самадхи при концентрации
Человеческое тело есть микрокосмос. Чакры являются входами в различные миры (локи) этого микрокосмоса. Праны являются транспортирующим средством.
«Когда йогин соединяется с праной, тогда видит различные реки и города.
Концентрация на точке прана-вайю дает видение мира людей.
Когда соединяется с вьяной, тогда видит богов и риши, вьяна-вайю — самая тонкая из пран.
Когда соединяется с апаной, тогда видит якшей, ракшасов и гандхарвов.
Концентрация на точках апаны (чакрах муладхара и свадхистана) вызывает видение гневных божеств.
Когда соединяется с уданой, тогда видит божественные миры богов Сканду и Джаянту.
При концентрации на брахмарандре, бинду, сома-чакре автоматически возникают видения и переживания божественных состояний.
Когда соединяется с саманой, тогда видит божественные миры и богатства всех видов».
«Субала упанишада»
Если ум йогина сконцентрирован на манипура-чакре, у йогина возникает внутренние ощущения или видения процветания, богатства, роскошных интерьеров, царственных украшений.
«Гандхарвы, киннары, якшасы, наги, видьядхары, десять миллионов небесных колесниц (звезд), планеты, весь макрокосмос, все движимое, три мира с их обитателями — живыми и неживыми — все это воспринимается как пребывающее в своем собственном теле. Посредством непрерывной и постоянной медитации йогин постигает это внутренне».
«Каула Джнана Нирная» (63-66)
Когда йогин реализовал пустотную мудрость созерцательного присутствия и объединил ее с пятью энергиями элементов в чакрах, такой союз проявляется как разные виды блаженства Пустоты, видимые как божества.
Больше не возникает нечистых видений, а видятся образы мужских и женских божеств, находящихся в соединении, либо одного божества с элементами своей пары.
Божества символически выражают чистые и тонкие состояния пран. Видения указывают на соединение тонких аспектов пран и пустотного сознания.
Методы концентрации на чакрах
Визуализация и вызывание ощущений в чакрах
Когда йогин очищает каналы и живет, накапливая прану, его ветры начинают беспрепятственно циркулировать по телу.
Когда благодаря асанам йоги, пранаямам и мудрам йогин пробуждает Кундалини и вводит энергию в центральный канал, тогда она, поднимаясь, развязывает три главных узла (грантхи) и насыщает мозг.
В это время йогин испытывает нектар различных видов и блаженство, растекающееся по телу. Он имеет переживание начальных признаков вхождения энергии в центральный канал.
Для получения переживаний следующих признаков он должен приступить к выплавлению методами Шат-чакра-йоги.
Выплавляя энергию методами Шат-чакра-йоги, йогин силой концентрации собирает прану и ум в каждой из чакр, тогда узлы в нади, проходящих через чакру, развязываются, соответствующий элемент очищается, и йогин зарождает переживание блаженства, неразделимое с пустотным осознаванием.
Когда такое блаженство возникает, ветер наполняет центральный канал, даруя йогину глубокое переживание недвойственности.
Чтобы собрать прану и ум в месте чакры, йогин должен выполнять концентрацию на чакрах.
Первый метод концентрации
(с визуализацией)
1. Визуализируйте биджа-слог элемента земли. Поместите визуализацию в район копчика (в точку муладхары).
2. Вслед за этим представьте янтру муладхара-чакры: желтый квадрат с четырьмя красными лепестками, внутри него — красный треугольник, перевернутый вершиной вниз, символизирующий обитель Кундалини. В центре треугольника дымчато-серый лингам, вокруг которого в три с половиной оборота обернута золотистая змея, символизирующая Кундалини. Змея постепенно поднимается, пытаясь войти в тонкий канал сушумна.
3. Однонаправленно удерживайте сосредоточение на янтре муладхары, чтобы изображение было ярким, т.е. насыщенным светом, и ясным, т.е. четко очерченным.
4. Концентрируясь на образе чакры, следует чувствовать его своим телом, тем местом, на котором выполняется концентрация, т.е. избегать того, чтобы образ был умственным. Если концентрация выполняется умозрительно, без связи с ощущениями в теле, то она не принесет никакой пользы.
5. Концентрируясь на чакре, избегайте напряжения, мысленной активности или затухания, притупленности сознания.
6. Чтобы избежать мысленной активности, следует периодически проверять свою внимательность с помощью бдительности, проводя анализ концентрации.
7. Чтобы избежать затухания и притупленности сознания, следует визуализировать янтру чакры величественной, утонченной, полной света, красоты, чтобы возникало воодушевление. Если же это не удается, следует представлять божеств, находящихся в янтре, и проводить им умственное поклонение.
8. Если йогин с однонаправленным умом сосредотачивается в точке муладхары, вызывая образ янтры, он обязательно почувствует некоторые признаки:
~ нагревание копчика, растекание приятного тепла и блаженства по бедрам и спине,
~ наполнение силой нижней части тела,
~ наполнение позвоночника и головы энергией,
~ легкость тела.
Затем он увидит область канды, подобную луковице серовато-бело го цвета с различными нитями, и сам элемент земли, подобный сфере золотистого цвета, от которого во все стороны исходят искры. Также он может увидеть гневных божеств и другие символы элемента земли.
9. Затем он переживет углубление пяти признаков дня и пяти признаков ночи, и в точке муладхара-чакры безупречно раскроется пустотное пространство сознания, наполненное энергией блаженства.
10. Йогин должен объединить свое созерцание с этим пространством и пребывать в нем как можно дольше.
Как концентрироваться на чакрах
При концентрации на чакрах следует помнить о трех ключевых моментах:
~ представляя чакры, сохранять яркость и ясность ума,
~ концентрируясь на биджа-слогах, видеть буквы ясными, созданными из света, поскольку это дает возможность избавиться от притупленности ума,
~ однонаправленно сосредотачиваться на визуализируемой янтре, биджа-слоге чакры в течение четырех часов, благодаря этому в чакре собираются праны, и туда привлекается ум.
На высших стадиях практики при устойчивой концентрации на чакрах следует соединять с чакрой ощущение божественной гордости (бхаву) и насыщать ею энергию чакры. Для этого йогин может выполнять следующие практики:
~ поклонение избранному божеству внутри чакры,
~ Гуру-йога через чакру, на которой выполняется сосредоточение,
~ поддержание божественной гордости в точке, где выполняется сосредоточение.
Второй метод концентрации
(на ощущении энергии)
Второй метод аналогичен предыдущему с той разницей, что вместо визуализации мы сосредотачиваемся на ощущении энергии в том месте, где располагается чакра.
1. Сосредоточьтесь на точке муладхара-чакры в промежности или в районе копчика, там, где оканчивается позвоночник.
2. Почувствуйте тепло, пульсацию, распирание, покалывание и движение энергии в этом месте.
3. Продолжайте однонаправлено концентрироваться на этих ощущениях, пока они не станут явными и область муладхара-чакры не начнет разогреваться.
4. В результате однонаправленной концентрации переживаются те же признаки, которые описаны выше.
5. Когда переживание энергии, тепла, блаженства раскрывается, йогин перемещает в точку муладхары созерцательное присутствие, подобное пространству, и продолжает выплавление методом «единство блаженства-Пустоты».
Концентрация на других чакрах выполняется аналогичным образом.
Обьединение созерцательного присутствия с энергией в чакрах
Объединение присутствия с муладхара-чакрой
Принцип единства блаженства-Пустоты
Когда ум устойчиво удерживает однонаправленную концентрацию на чакре, в районе чакры возникает отчетливое ощущение распирания, тепла, пульсации блаженства.
В это время йогин должен тренироваться в объединении созерцательного присутствия и блаженства. Этот метод называется «Единство блаженства-Пустоты» (сукха-шунья).
Стадия первая:
объединение присутствия, подобного пространству, и энергии элемента чакры с опорой на небольшое усилие
Описание практики
В районе копчика почувствуйте бесконечное пространство. Ощутите, как область таза в районе муладхары стала бесконечной.
Комментарий
Сконцентрируйтесь на точке муладхара-чакры. Муладхара расположена в промежности между основанием половых органов и анусом (на два пальца выше ануса, на два пальца ниже гениталий). У женщин муладхара-чакре соответствует задняя стенка шейки матки. С муладхарой также связывают три первых позвонка у основания позвоночника.
В этой области представьте желтый квадрат. Представляйте, пока не почувствуете, что сознание перемещается в эту точку, пока не возникнет пульсация, тепло, покалывание или любое другое ощущение в этой точке.
Желтый квадрат имеет четыре лепестка, их цвет малиновый. Четыре лепестка есть четыре вида телесного блаженства в муладхара-чакре, они называются:
~ парананда,
~ вирананда,
~ йогананда,
~ сахаджананда.
Желтый квадрат означает элемент земли. Когда муладхара очищается, элемент земли становится желто-золотого цвета, вы можете видеть его искрящуюся субстанцию, поднимающуюся из района копчика, словно жидкий золотой свет вспыхивает и искрится, распространяясь во все стороны из нижней части вашего тела.
Когда муладхара раскрывается, обоняние может активизироваться, вы можете чувствовать тонкие божественные запахи, астральные запахи.
Теперь представьте внутри желтого квадрата красный треугольник — это символ энергии Кундалини. Внутри красного треугольника представьте дымчато-серый лингам. Вокруг лингама в три с половиной оборота обернута змея золотистого цвета. Это энергия Кундалини.
Она поднимается вдоль лингама и ее голова входит в центральный канал.
Когда вы так представляете, возникает тепло, его движение по спине, ногам, распирание в нижней части тела, возникает легкость в ногах или всем теле.
Если вы овладели концентрацией на муладхара-чакре, даже если сильно замерзли, вы можете разогреть свое тело и никогда не простудитесь.
Когда энергия муладхара-чакры доносится до мозга, она дает воспоминание прошлых жизней. Такова начальная концентрация на муладхара-чакре.
Прекратив концентрацию на муладхара-чакре, породите созерцательное присутствие так, как вы его понимаете, попытайтесь расширить ваше сознание насколько возможно и медитировать таким образом.
Перенесите это расширенное сознание в точку концентрации так, словно вы пытаетесь почувствовать расширенное присутствие из области муладхары.
Войдите в созерцательное присутствие и направьте внимание в муладхара-чакру. Объедините, смешайте пространство созерцательного присутствия с муладхара-чакрой и почувствуйте, как пространство из области муладхары распространяется до бесконечности и смешивается с пульсацией, теплотой и покалыванием.
В итоге вы должны испытать пространство, подобное пространству в медитации великого покоя (Махашанти), ощущаемое на уровне муладхары. Оно насыщено пульсацией и живой теплой энергией. Такая пульсация и живая теплая энергия называются «принцип блаженства».
Чистое сознание в медитации Махашанти называется «принцип Пустоты», а соединение их называется «принцип блаженства-Пустоты» (сукха-шунья). При правильном выполнении, находясь в муладхара-чакре своим сознанием, вы почувствуете, словно вы созерцаете из этой области. Таким образом, ваша энергия естественно объединяется с элементом земли.
Если вы долго практикуете, то начинаете чувствовать, что значит «смешивать сознание с элементом земли». Вы можете полностью очистить муладхара-чакру.
Заболевания нижней части тела исцеляются благодаря смешиванию созерцания с муладхара-чакрой, апана-вайю очищается и берется под контроль, и йогин обретает способность втягивать прану в центральный канал силой только созерцания. Объединение с элементом земли делает легкими нижние части тела.
Для истинного йогина объединить созерцательное присутствие с элементом или чакрой — это нечто обыденное. Он может свободно менять уровни своего сознания и энергии. Это сложные вещи, тем не менее, следует ими овладеть.
Такое объединение с элементом земли следует использовать для устойчивости йогина. Если йогин чувствует препятствия, его ум дестабилизирован, возникают помехи или необходимость усмирять препятствующих существ, ему всегда следует объединять свой ум с элементом земли до тех пор, пока он не войдет в самадхи «Великого равенства».
Стадия вторая:
соединение с божественной гордостью
Описание практики
Зародите ощущение божественной гордости, перенесите его в нижнюю часть тела, в район копчика. Почувствуйте, как область муладхары в промежности наполняется величием, бесконечностью, непостижимостью.
Комментарий
Продолжая созерцать, породите ощущение божественной гордости «Я есть Всевышний» («Ахам Брахмасми»), вызвав переживание величия, бесконечного расширения.
Поместите это переживание в муладхара-чакру. Почувствуйте бхаву божественной гордости на уровне муладхары и распространите это ощущение до бесконечности во вселенной.
Этот способ позволяет усмирять многочисленные препятствия силой элемента земли. Усиливайте это состояние, пока муладхара-чакра не разогреется, и благодаря объединению с элементом земли вы не ощутите пульсацию, подтягивание ветров в центральный канал, огромную силу и устойчивость.
При правильном выполнении центральный канал наполняется праной, у вас могут начаться вибрации в теле.
Стадия третья:
устранение усилия, расслабление, отпускание и объединение с нисходящей силой
Описание практики
Ощутите импульс нисходящей силы в области копчика, представьте, как область таза открывается нисходящей силе и впитывает ее.
1. Йогин должен ощутить, как снизу в муладхара-чакру из бесконечного пространства вселенной мягко входит тонкая нисходящая сила.
2. Свойства нисходящей силы — сверхтонкость, бесконечность, непостижимость, ошеломляющее божественное величие.
3. Йогин отдается этой нисходящей силе, пассивно открываясь ей и настраиваясь на нее через область таза, копчик и промежность.
4. Нисходящая сила проникает через копчик в позвоночник и растекается по всему телу до макушки, вызывая тонкое блаженство, тепло, вибрации.
5. Объединяя ощущение энергии с пустотным созерцательным присутствием, йогин пребывает в безусильном единстве блаженства и пустотности, все больше отдаваясь нисходящей силе.
Комментарий
Продолжая концентрироваться на муладхара-чакре, поддерживая созерцательное присутствие и божественную гордость, устраните тонкое усилие и чувство «я», перестаньте излучать его и настройтесь на нисходящий импульс Ануграхи так, словно вы его не порождаете, а пытаетесь впитать это состояние из внешнего мира, из внешней большой вселенной.
Позвольте нисходящему импульсу насытить, наполнить муладхара -чакру и центральный канал без всякого усилия. Чтобы выйти на сверхличностный уровень, йогин должен отбросить усилия, отбросить понятия о себе как о прилагающем усилия, и, отпустив себя, отдаться превосходящей силе Всевышней Сущности.
Тогда йогин по-настоящему открывает принцип недеяния, безусильного недвойственного созерцания и входит в сахаджа-самадхи, в естественное Бытие.
Знания об этом подобны драгоценному сокровищу сиддхов.
Стадия четвертая: «большой ветер» — пребывание вне внутреннего и внешнего, в нераздельном единстве естественного состояния и элемента
Описание практики
Полностью расслабившись, пребывайте в непостижимом единстве внутреннего пространства созерцания в теле и внешнего пространства. Ощущайте область муладхары в теле (копчик, промежность, таз) бесконечно огромной и одновременно бесконечно малой. Полностью переживайте в этой области ощущение: «Я — Всевышний».
Комментарий
На следующей стадии полностью устраните понятия «внешнего» и «внутреннего», устраните чувство «я». Находясь в состоянии неразличения между внутренним и внешним, пребывайте в невыразимом созерцании вне двойственности, удерживая созерцание, объединенное с элементом земли. Почувствуйте область копчика, таза бесконечной. Так ветры, которыми управляет чакра, входят в центральный канал, и элемент полностью берется под контроль.
Такова полная практика введения энергии в центральный канал силой только естественного созерцания, очищения и объединения с элементом земли.
В муладхаре находится узел Брахмы. Когда этот узел пройден, йогин обретает способность поворачивать нисходящий поток нижних пран вверх и вводить их в сушумну, т.к. муладхара управляет нисходящим ветром апана.
Когда муладхара-чакра раскрыта, йогин обретает контроль над всеми желаниями, вызываемыми колебаниями апана-вайю. Он может самоосвобождать возникающие желания. Гнев, вожделение и прочие состояния очищаются до чистых проявлений, подобных гневным божествам.
При концентрации на муладхара-чакре одновременно пробуждается аджна-чакра. Вы чувствуете, как спина выпрямляется, позвоночник наливается силой, словно в нем «вольтова дуга», отзывающаяся в межбровье. Аджна и муладхара пробуждаются вместе, т.к. это парные чакры.
При удержании сознания на точке муладхары, кармы, присущие муладхаре и элементу земли, переживаются до тех пор, пока не очистятся.
К примеру, если у вас слабое созерцание, может возникать гнев или раздраженность, но это лишь колебания праны. Когда муладхара очищена, нет страха, гнева, раздраженности, так как прана входит в центральный канал.
По мере практики, при концентрации на муладхара-чакре и объединении ума с созерцательным присутствием в муладхара-чакре, йогин открывает муладхара-чакру как пространство элемента земли.
Благодаря самьяме, он открывает безграничное пространство желтого цвета, присущее элементу земли, в своем теле.
Когда йогин выполняет самадхи на пространстве муладхара-чакры, он переживает обширный желто-золотой свет, исходящий из района копчика — бесконечное пространство мудрости равенства (экараса-видья). Великая равностная мудрость дает «один вкус» всем переживаниям. Созерцание обретает подлинную устойчивость.
В результате самадхи йогин переживает свое собственное тело как нераздельное с внешним миром твердой вселенной. Он испытывает различные глубокие виды блаженства, ему открываются тайны гневных божеств и дакинь, он может усмирять низших духов или получать Учения о гневных практиках в сновидениях. Тело его всегда будет сильным и выносливым, а присутствие — непоколебимым.
Стадия «большой ветер» означает продвинутую практику безусильного созерцания, когда йогин больше не концентрируется, не делает техник, а действует, пребывая исключительно в естественном состоянии.
Спонтанно совершая различные действия в стиле «безумная мудрость», «пять ядов», «поведение собаки-свиньи» и самоосвобождая поведение, он пробуждает собственные энергии и направляет их в центральный канал только способом безусильного естественного созерцания.
Слияние со стихиями и элементами
«Пять сосредоточений трудно исполнить посредством ума, речи и действия. Йогин, который сведущ [в применении этих приемов], избавляется от всякого страдания».
Махасиддх Горакшанатх «Горакша паддхати» (60)
Слияние с пятью элементами и растворение в них — особый раздел, присущий именно Учению Лайя-йоги.
Йогин практикует слияние с внешними элементами — стихиями природы, чтобы углубить присутствие и взять под контроль элементы внутри тела.
Слиться с элементами — это значит впитать в себя их свойства, усвоить их тонкие энергии в виде божеств, управляющих элементами.
Когда внешние свойства элементов благодаря самьяме сливаются с внутренними качествами йогина, различия внутреннего и внешнего устраняются, и йогин обретает сиддхи контроля элементов.
Слияние со стихиями нераздельно с Учением Шат-чакра-йоги и концентрацией на элементах и чакрах тонкого тела.
Как практиковать:
следует отправиться в отдаленное место (горы, берег океана, степь), где сильны проявления элементов.
Когда мы сосредотачиваемся на мощных, видимых вовне элементах, наше тело откликается, и внутренние элементы начинают развиваться.
Знаки продвижения в слиянии с элементами:
~ гармонизация пран,
~ улучшение судьбы (очищение кармы),
~ улучшение окружения, взаимоотношений,
~ сны, связанные с элементами.
Продолжительность практики: от одного до трех часов.
Способ практики:
сначала выбираются грубые, затем — тонкие элементы. Однонаправленно концентрируйтесь на качествах элемента вовне, затем объединяйте переживания с телом. В конце пребывайте в нераздельности созерцания Пустоты и энергии элемента.
Свара-йога
Наука Свара-йоги изучает связь дыхания правой и левой ноздрями с функционированием всего организма в целом.
«Свара» на санскрите означает «дыхание» или «звук дыхания», а также «ведущая ноздря», но есть и более эзотерический смысл — «доминирующая энергия» или «настроение», «тенденция» тела.
По преданию, в древние ведические времена (пять тысяч лет назад и более) Свара-йогой пользовались так же естественно, как мы сейчас пользуемся электричеством, ее принимали в расчет во всех сферах жизни, от военных действий до употребления пищи.
К сожалению, в наши дни эта наука пришла в упадок: знания Свара-йоги сейчас почти никому не нужны и не понятны, даже у себя на родине, в Индии. Поэтому ее часто называют «тайной», «мистической» и «тантрической».
По некоторым данным, сейчас во всем мире что-то около трех сотен специалистов Свара-йоги, в основном это продвинутые йоги, а также врачи-аюрведисты и ведические астрологи; некоторые практические методы Свара-йоги передаются тайно, т.к. с их помощью можно как лечить, так и калечить.
Однако в действительности, знания Свара-йоги, как и любой другой йоги может быть полезна всем, а понять ее логику и механизмы в общем виде не так сложно. Это очень трезвая и практическая наука, которая основана на знании механизмов функционирования человеческого тела, в особенности головного мозга, и связи биоритмов тела с циклическими ритмами нашей солнечной системы, в первую очередь с периодами обращения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли.
Даже зная лишь основы Свара-йоги, можно эффективнее использовать ритмы собственного тела и сознания, так сказать — плыть по течению, а не против. Человека, не обладающего этим знанием, можно сравнить с мореплавателем, который не способен определить, откуда дует ветер.
Совершая различные действия невпопад («не по ноздре»), он, таким образом, постоянно, по незнанию, вступает в конфликт с собственным телом, и более того, с ритмами Солнца и Луны — а это ведь, согласитесь, бой, который нельзя выиграть.
Биполярное двуногое
Наукой установлено, что каждую проявленную форму в нашей Вселенной: от атома до целой галактики — окружает биполярное электромагнитное поле. Положительный полюс испускает энергию, а отрицательный — поглощает. Это правило верно и для тела человека.
Известно, что на человеческое тело и сознание влияют, в частности, сильные полярные энергии Солнца и Луны.
С точки зрения Свара-йоги, влияние Солнца больше днем — оно «электрическое» и «горячее», а влияние Луны сильнее ночью – оно «магнитное» и «холодное».
Влияние лунных циклов на природу (особенно океан) и человека (в полнолуние все эмоционально «взвинчены») очевидны, а уж вспышки на Солнце «ощущают» не только люди, но даже электронные приборы!
Логика Свара-йоги тоже основана на паре Солнце-Луна (аналог Ян и Инь в китайской традиции) и тесно связана со знанием о том, как отличаются импульсы, исходящие из правого и левого полушарий нашего мозга.
Физиология Свара-йоги
Ученые давно установили, что в процессе дыхания у нас почти никогда не бывают одинаково задействованы обе ноздри: всегда одна из них ведущая, активная, а другая рецессивная — дышит вполсилы. То есть, в нормальном состоянии любой здоровый человек всегда дышит либо через правую, либо через левую ноздрю. (Исключения составляют лишь люди с тяжелыми нервными патологиями — проще говоря, клинические сумасшедшие.)
Ведущая ноздря меняется с периодичностью примерно в час, между этими циклами — очень кратковременный период, когда обе ноздри дышат одинаково. Этот цикл продолжается всю жизнь.
На что же влияет такое «попеременное» дыхание? Дело в том, что процесс вдыхания воздуха охлаждает и обезвоживает внутреннюю поверхность активной ноздри и соответствующую носовую пазуху. При испарении влаги возникает потребность выработки дополнительной слизи в этой ноздре, и (что важнее всего) в отводе энергии из полушария мозга той же стороны тела. То есть, если мы дышим правой ноздрей, она в большей степени иссушается, и правое полушарие получает меньше энергии, а левое, наоборот, активизируется.
Соответственно, в период действия правой ноздри у человека будет преобладать левое полушарие мозга, и это будет влиять на его поведение.
Таким образом, каждый вдох — через правую или левую ноздрю — не просто снабжает кровь кислородом и поддерживает жизнеспособность всего организма, но и создает специфическое психофизиологическое состояние.
Деятельность, которая соответствует левому полушарию, будет даваться легко, а «правосторонняя» — наоборот, с трудом.
В этом, вкратце, и заключается «секрет» «древней тантрической науки» Свара-йоги.
Проверить, какая ноздря у вас в данный момент ведущая, просто. Для этого зажмите одну ноздрю пальцем и быстро, активно подышите через другую. Затем зажмите другую ноздрю и снова активно подышите. Какая ноздря дышит «лучше» — та и ведущая в этот момент.
Обычно определить активную ноздрю не составляет труда, кроме как в короткий — несколько минут — период их смены (или, конечно, при сильном насморке — если нос «заложен»). Если определить активную ноздрю не получается, попробуйте еще раз через 10 минут, у вас точно получится.
«Инь и Ян» Свара-йоги.
Различные виды деятельности могут соответствовать — либо, наоборот, идти в разрез с периодом активности ведущей ноздри.
Активности правой ноздри соответствует «янская», «солнечная» активность, например:
- прием твердой пищи,
- водные процедуры,
- работа с людьми, бизнес (особенно проведение совещаний и переговоров, предложение сотрудничества или заключение сделок). Исключение — переговоры с вышестоящим начальством, властями — это предпочтительно с активной левой ноздрей (в «иньском», «женском» состоянии).
- чтение и написание текстов (в том числе духовного содержания),
- развлечения (в том числе азартные игры),
- общение с противоположным полом (для мужчин),
- выполнение активных физических упражнений (физическая работа, асаны хатха-йоги (но не медитация!), занятия фитнесом, спортом, бодибилдингом),
- начало длительного (далекого) путешествия.
Дыханию же через левую ноздрю соответствует боле спокойная, «иньская» деятельность, в том числе:
- беседа с начальством (особенно принятие указаний, поручений),
- принятие жидкой пищи (безалкогольных напитков),
- встреча с друзьями и любимыми,
- вступление в брак,
- общение с противоположным полом (для женщин),
- заселение в новый дом или квартиру,
- депонирование денег в банк,
- покупка ювелирных изделий,
- короткие путешествия (поездки по городу и т.п.)
Когда активна правая ноздря, химическая среда организма становится более кислой, желудок вырабатывает сок повышенной кислотности — и это, естественно, наилучшее время для приема твердой пищи.
Активная правая ноздря также дает телу много внутреннего тепла, это можно использовать, если надо согреться или вы простудились (простуда — «болезнь холода»). При активной правой ноздре нежелательно медитировать, пить воду и другие жидкости. Правую ноздрю полезно «включать» при депрессии, подавленности, упадке сил (в том числе хроническом).
Активная же левая ноздря охлаждает тело (это знание полезно в летнюю жару), а химическая среда организма становится более щелочной. Нежелательно принимать твердую пищу (а жидкую — хорошо), неблагоприятны водные процедуры.
В период равновесия, т.е. смены ноздрей, обе ноздри дышат одинаково (это естественным образом случается на закате и восходе солнца, а также при смене ноздрей), химическая среда в организме приходит в состояние равновесия, и энергии Солнца и Луны в теле уравновешиваются.
Такой период подходит лишь для занятия йогой, причем такими ее видами, которые не требуют физических усилий: Йога-нидра, пранаяма, различные медитации и визуализации, повторение (в т.ч. пение) мантр. В период смены ноздрей медитация наиболее эффективна и может даже происходить спонтанно.
Как «переключать» ноздри
Теперь самое важное: как сменить ведущую ноздрю в своих целях.
1. Ноздря канала, который нужно перекрыть, затыкается ватным тампоном, куском ткани или зажимается пальцами.
2. Лечь на левый бок, через 10-15 минут пингала откроется, лечь на правый — откроется ида.
3. Выполнить матсиендрасану, скручивая ту часть тела, где активна свара, и оставляя прямой ту часть тела, которую надо активизировать.
4. Выполнить наули-крийю.
5. Выполнить визуализацию: представить левый канал и то, как перетекает в него прана из правого канала.
6. С помощью йога-данды (специальный йогический посох в виде буквы Y): поместить данду под левую подмышку и наклонить тело влево, опираясь на нее.
7. Глубоко вдыхать через открытую ноздрю, выдыхать — через закрытую (10-15 раз). Так активные каналы сменятся.
Осмотрительность не помешает
Древнеиндийские йоги считали, что в течение дня лучше всего дышать охлаждающей «лунной» левой ноздрей (ведь во многих районах Индии круглый год жара, иногда до 50 градусов), а ночью — правой «солнечной» (когда вокруг прохлада, а в Гималаях так вообще холод), отсюда совет спать только на левом боку, который можно встретить в йоговской литературе.
Однако следует сделать «скидку» на российский климат: в холодное время года дышать длительное время левой ноздрей может быть чревато простудами, снижением общего тонуса, ухудшением пищеварения; а ночью мы спим под теплым одеялом, и перегрев нежелателен. Наука Свара-йоги требует осознанного подхода и бдительности. Если вы не уверены, какая ноздря подходит для какой-то деятельности — лучше предоставить дело природе, и ничего не менять.
Перспективы применения Свара-йоги
Адепты Свара-йоги способны определять детальное состояние здоровья, узнавать гороскоп, мысли и даже будущее человека просто по его дыханию! Поэтому Свара-йога может быть очень полезна астрологам, народным целителям и массажистам, политикам, руководителям и бизнесменам (для влияния на людей), преподавателям (в том числе йоги) а также всем, кто глубоко интересуется самопознанием.
Однако самое важное — то, что даже азы этой техники помогают ощутимо повысить уровень жизни и осознанности обычных людей. Как говорят в Китае, «путь в тысячу ли начинается с первого шага», так почему бы счастью и процветанию не начаться с хорошего пищеварения и с важных переговоров, проведенных в состоянии максимальной алертности?
Как проверить эффективность метода?
Если вы чувствуете, что заболеваете (особенно если это не инфекционное заболевание — ГРИПП, а вызванная небольшим переохлаждением простуда), очень эффективно при возникновении первых симптомов (озноб, головокружение или головная боль, болезненность в мышцах и суставах) сразу же поменять активную ноздрю одним из описанных выше способом.
Велика вероятность, что химия тела поменяется, и болезнь просто обойдет вас стороной!
Это не какая-то «прикладная магия», а простая манипуляция с нашей физиологией. Убедитесь сами!
То же касается и любого психологического дискомфорта (гнев, стресс, подавленные состояния и т.п.): обычно он вызван тем, что мы находимся в слишком «солнечном» («мужском») или слишком «лунном» («женском») состоянии, и смена ноздрей может вернуть гармонию.
Связь дыхания и активности тела
Глубина погруженности в естественное состояние прямо проявляется в уменьшении длины активного свара-дыхания.
Норма для обычного человека составляет: вдох — десять пальцев, выдох — двенадцать пальцев.
Время, когда происходит увеличение свара-дыхания:
~ еда — до восемнадцати пальцев,
~ ходьба — до двадцати пальцев,
~ бег — до сорока двух пальцев,
~ сексуальный контакт — до шестидесяти пальцев,
~ сон — до ста пальцев.
Связь уменьшения длины дыхания и сиддхи
1. Уменьшение активного свара-дыхания до 11 пальцев дает способность контроля над физическим дыханием в легких.
2. Уменьшение до 10 пальцев — достигается постоянная безмятежность ума.
3. Уменьшение до 9 пальцев — йогин обретает таланты писать музыку и стихи.
4. Уменьшение до 8 пальцев — речь становится выразительной, голос звучным.
5. Уменьшение до 7 пальцев — улучшается зрение, открывается ясновидение.
6. Уменьшение до 6 пальцев — тело йогина обретает легкость, достигается левитация.
7. Уменьшение до 5 пальцев — обретается способность мгновенно перемещаться в пространстве.
8. Уменьшение до 4 пальцев — обретаются восемь сиддхи.
9. Уменьшение до 3 пальцев — обретаются девять ниддхи (девять сокровищ, скрытых в земле).
10. Уменьшение до 2 пальцев — йогин может проявляться во множестве иллюзорных тел.
11. Уменьшение до 1 пальца — тело йогина не отбрасывает тени.
12. Меньше 1 пальца — йогин полностью сливается с праной, беря под контроль все элементы, становится бессмертным, не нуждается в еде.
.
Учебно-ритритный ашрам "Видья Сагара":
Адвайтавадини Гири
+38 067-438-77-48, [email protected]