Обучение Дхарме
Вообще истинной Дхарме, дхарме сиддхов, нельзя обучить, это не то, чему можно обучаться как студенту в ВУЗе. К ней можно помочь прийти, к ней можно подвести, можно помочь установить связь с ней через дикшу — инициацию, можно благословить и вдохновить, но невозможно научить ей. Обучить можно только философии, этике, некоторым методам. Дхарма адвайты, особенно сахаджаяна — вне ума, а значит законы логического обучения к ней трудно применимы. Поэтому, когда о ком-либо из святых нашей линии передачи или о других святых, пробужденных говорят: учился столько-то лет у такого-то учителя, не следует это воспринимать буквально — будто человек буквально сидел 12 лет как школьник за партой, что-то записывал за учителем и затем делал домашние задания.
Гуру и светский учитель — не одно и то же. Ученик (чела, шишья) и студент ВУЗа — не одно и то же. Связь Мастер-ученик, Учение-садху — это совсем иная связь, чем связь в научном мире. Она более высокая и не от ума. Эта связь называется самая, шраддха (вера), шаранам (прибежище), шаранагати (самоотдача). Был случай, когда святой шел утром в темноте, а в это время на земле лежал нищий человек, и он его не заметил и случайно задел его ногой, и даже не понял, кто там лежит, от неожиданности сказал просто: «О Шива!», а лежащий человек подумал: это святой человек прошел, он мой Гуру, он из сострадания ко мне передал мне мантру. Он начинал читать эту мантру и затем добивался реализации, самадхи и сиддхи — силой веры и преданности. Он даже не знал имени святого. Так может действовать передача. Вот такое бывает обучение. Мир мистики святых — это не обучение в светских институтах на факультете философии. Хотя и такое обучение для некоторых не отвергается, но оно не главное.
Три типа обучения Дхарме
Интеллектуальное обучение
Низший тип — это интеллектуальное, философское обучение. Или обучение методу. Оно необходимо для обычных людей. Учитель излагает философию, дает комментарии к священным текстам (правачан), поощряя ученика к запоминанию, анализу и размышлению, и правильным выводам. Или он дает метод и поправляет, направляет каждый шаг ученика как в восточных единоборствах, пока тот не достигнет совершенства. Такого учителя называют вачака-гуру. Так учили в древности и учат сейчас детей в гуру-кулах.
Средний тип обучения — инициация
Для него нужна дикша — инициация. Дикша очень важна в Санатана Дхарме. С нее все начинается в жизни ученика. Если ученик готов, т. е. пребывает в саттве, состоянии веры, чистоты и интуитивного понимания, если он готов к тапасу, то ему нужно пройти дикшу — ритуал посвящения или передачу метода, например, получить имя, мантру божества, получить новый жизненный статус, чтобы установить связь с чистым измерением. Благодаря посвящению он затем практикует тапас, например, мантра садхану или визуализацию, и обретает джняну и сиддхи. Здесь нет процесса обучения.
Как говорил один святой: Гуру дал дикшу, и на этом его работа завершена. Дальше все зависит от ученика. Как он будет вести свою садхану. Здесь дикша, благословение Гуру и ритуал посвящения — это главное событие в жизни йогина-ученика, которое изменило судьбу и привело к реализации сиддхи и самадхи. Ученик был готов и он выполнил тапасью, и достиг реализации.
Прямая передача — высший тип обучения
Для учения сахаджаяны, джняна йоги в стиле пратьякша-адвайты сиддхов, лайя-йоги авадхутов, ануттара-тантры прямая передача, введение в самоузнавание своей природы (пратьябхиджня-даршан) имеет главное значение. Она подходит лишь тем, кто обладает качествами дивья, т. е. достаточным уровнем заслуги, концентрации, чистоты ума и веры. Йогин, получив ее, погружается в чистое видение или в измерение недвойственности на какое-то время, и этот опыт затем ведет его по пути всю жизнь.
Передача от Гуру в теле человека
Прямая передача от Гуру-человека также существует в ануттара-тантре. Мастер может дать передачу через обычную речь, но это весьма отличается от обучения низшего типа, где учитель логически толкует философию, священные тексты, давая ученику просто теологическое интеллектуальное философское образование. Здесь речь, интеллект имеет другое назначение — установить связь с измерением недвойственности, не более. Например, часто я читаю текст и комментирую его. Но я не даю логический комментарий. Я и не собираюсь это делать. Если бы я хотел дать логический комментарий как ученый, пандит к тексту Шанкары или Гаудапады — с этим нет проблем. Но это другое. Иногда текст об одном, а я говорю другое — то, что требует ситуация. А что такое ситуация? Это качества, способности ученика. Я позволяю своему присутствию откликнуться на текст и даю прямую передачу, используя слова текста для отклика и резонанса.
Или иногда мастера, используя сумеречный язык дакинь — сандхья-бхашью или традиционные символы линии, например, сосуда, светильника, пера павлина, хрустальной вазы, зеркала, передают воззрение. Или иногда передача проходит вне ума, на уровне абсурда, парадоксальных изречений сиддхов, парадоксальных диалогов как в дзен. Он может проходить в молчании, когда мастер излучает силу созерцательного присутствия, или, будучи в молчании, пребывает в глубоком недеянии, и это естественное состояние вне ума и мыслей окутывает ученика. И это тонко передается, проникает в ученика, если он готов, если он пребывает в доверии, открытости, уважении.
Передача от божественных существ
Самый необычный мистический способ получать Дхарму — когда дакини, божество или сиддх является йогу в медитации, в сновидении, в тонком теле, или в чистом измерении, или силой своих сиддхи берет с собой тонкое тело йога в чистую страну и дает ему учение, диктует тантру, дает упадешу, дает откровение, мантру или систему садханы. Тилопа получил учение подобным образом от дакини. Рамалинга так получил даршан от Сканды, от его возникшего образа в зеркале. Матсиендранатх получил его таким образом от Шивы на дне океана. Много святых получали учение подобным образом. Индийский царь Индрабодхи получил передачу «Гухьясамаджа-тантры» подобным образом. Махайоги Пайлот баба подобным образом общался с Даттатреей, другими святыми и божествами.
Основатель общества «Всемирная семья Гаятри» в Индии получил передачу мантры от своего сиддха-гуру сиддха таким образом. Множество мастеров из Индии, Тибета, принадлежащие к тантрическим традициям, подобным образом получали передачи. Я сам имел неоднократно подобный опыт передачи. Главным условием здесь является ваша прошлая заслуга, ваши способности иметь связь с божествами, сиддхами и воспринять их передачу, чтобы она сработала.