Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
10 Октября
Четверг 2024 год 00:00:00 Время по ведическому летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга 7-я манвантара Эпоха Ману Вайвасваты кальпа вепря первый день 51 года великого Перво-Бога-Творца |
||
|
||
Диалоги учителя и ученика 4
Карма и лила
Лето. Тишина. Ашрам.
Неподалеку звонит колокольчик, призывая на медитацию.
Ученик входит в комнату гуру.
Гуру безмолвно сидит в позе для медитации, но глаза его открыты.
Ученик (склонившись в почтительном поклоне) произносит: «Намастэ, гуру». Затем некоторое время тоже сидит безмолвно.
Учитель (улыбаясь, кивает в ответ): Рад видеть тебя...
Ученик (вставая): О гуру, есть один вопрос, который не дает мне покоя последние две недели.
Учитель: Почтительно вопрошать, задавать правильные, мудрые вопросы – путь хорошего ученика. Отвечать на них – путь учителя.
Ученик: Учитель, я верю в гуру, в Дхарму, в трансцендентное видение мира, но увы, верю еще только как бы интуитивно, сердцем... Многие вещи, открытые святым, мне хотелось бы понять еще и умом, понять правильно с точки зрения Дхармы, но я пока не не могу.
Учитель: Так... и что именно?
Ученик: Вот, например, такой вопрос: подскажите, как мне разрешить такое противоречие? Вот вы учите важности отрешенности от мира, всех его сансарных дел и забот, вайрагье. Такая отрешенность наряду с внутренней аскезой – главное условие освобождения. И я хорошо понимаю это умом. Хотя сам еще не готов к отрешению.
Учитель: Да, верно.
Ученик (озадаченно): Но, например, мы знаем, что многие святые, сиддхи, боги действовали... вот вы сами ведь тоже действуете? Почему?
Если они погружены в Абсолют и всегда пребывают в вивеке и вайрагье, как они могут действовать? Ведь действие предполагает желание.
Откуда взяться желанию у тех, кто освободился, обрел просветление и всегда день и ночь пребывает в Абсолюте?
Например, вы погружены в заботы о своих учениках, участвуете в строительстве храмов, создании ашрамов, алтарей, обучении учеников. Как это может быть вайрагьей?
Учитель (широко улыбаясь): Да, разумеется, это истинная вайрагья.
Ученик (изумленно): Но как это может быть?
Это ведь все обыденные дела, пусть это сева, служение, и важные для поддержания Дхармы, но тем не менее это ведь тоже сансара, материальный мир, материальные отношения, связи, дела, заботы.
Это все не имеет отношения к Абсолюту, Брахману, к тому, кто вне всяких деяний, разве нет?
Это, как мне кажется, вовсе не похоже на вайрагью, отречение, необходимое для мокши или наступающее после мокши.
Учитель (серьезно): Вопрос очень важен для тебя, собери все свое внимание чтобы хорошо понять то, что я скажу.
Твоя ошибка в том, что ты приписываешь мне, и заодно всем джняни, свое видение мира, свои желания, оценки и мотивации.
Ученик (недоумевая): Но разве у нас, как у всех людей, когда мы ходим, говорим, едим, разве не одно и то же видение мира и мотивы действий?
Учитель: И да, и нет.
Ученик (морща лоб): Как это? Как это может быть одновременно?
Учитель (улыбаясь): Я бы сказал еще больше:
И да, и нет,
ни да, ни нет,
и да, и нет и ни да, ни нет одновременно...
Ученик (растерянно): как это... как это вообще такое может быть?
Это кажется какой-то заумной софистикой.
Мы же говорим о простых жизненных ситуациях.
Учитель (смеясь): Это не софистика... Это нелинейное, многомерное сознание.
Да, самая обычная ошибка искателей, начинающих путь, приписывать мудрецам, джняни, сиддхам и богам свои обыденные человеческие мотивы, оценки и побуждения вместо того, чтобы через учение, садхану и тапасью изменить себя и попытаться подняться к более высокому видению...
Ученик (смущенно): Но я не понимаю, что это за более высокое видение?
Чем джняни отличается от аджняни?
Ведь если мы что-то делаем, то, значит, мы внутри хотим этого, а не хотим, то и не делаем.
Делать нас побуждает только карма.
Карма исчерпалась – и действий нет.
Все просто.
Но как можно быть отрешенным и действовать?
И главное, зачем?
Если ты действуешь, отрешения, выходит, нет.
Учитель: В случае аджняни есть следующие звенья: делатель (карта), делание (картритва) и сознание делателя (картритва-буддхи), поэтому каждое действие человека – это его карма, от которой он несвободен.
В моем случае, как и в случае каждого джняни, сиддха или дева, эти понятия отсутствуют.
Полностью отсутствуют. Совсем.
Поскольку они отсутствуют, то ... (учитель взглянул прямо ученику в глаза)...
Я никогда ничего не делал в прошлом.
Я ничего не делаю в настоящем.
Я ничего не собираюсь делать в будущем.
Я – само недеяние.
Я – бездеятельный Атман, Я – Брахман, Я – вне деяний.
То, что ты видишь, как «мои» действия, тебе просто кажется, это влияние иллюзии.
Да, конечно, есть нечто, что действует через мое тело и прану.
Но это не карма.
То, что во мне действует – иное, это действует лишь связанная со мной в этой жизни природа (пракрити), называемая телом, праной и умом.
Она – отражение меня (чидабхаса), но не сам «Я».
Я безразличен к ней и ее действию.
Она действует в соответствии с человеческим пониманием как прарабдха.
Но... Я сам не делаю ничего.
Пойми это различие.
Я только безмолвно свидетельствую и позволяю играть.
Когда я безмолвно свидетельствую – меня зовут Брахман.
Недеяние – это трансцендентный уровень всех моих действий.
Когда я позволяю играть различным энергиям и силам, Я – Ишвара, Шива, Даттатрейя.
Лила – это тайный уровень моих действий.
Во мне как в Ишваре есть сила мудрости (джняна-шакти), сила воли (иччха-шакти), пятеричная сила игровых деяний (творить, поддерживать, разрушать, скрывать божественное, и благословлять и освобождать).
Я позволяю этим силам играть через мое человеческое тело, прану и ум ради блага мироздания и исполнения своей воли как Ишвары.
Тогда происходят разнообразные игры в мире людей, которые видятся другим так, будто я действую ради поддержания Дхармы.
Это внутренний уровень моих действий.
На самом деле меня не касается даже тень от действия.
Вместо делателя, делания, кармы, для меня есть лила (игра Божественного), игрок и роль.
Каждый джняни, сиддх, дэвата – это Божественный игрок Абсолюта, сам Абсолют, играющий через пракрити, через него проявляется лила, Божественная игра.
Каждый из них – проводник божественной воли, его нисходящей божественной благодати (ануграхи).
Он играет свою роль, данную ему Творцом, Ишварой ради поддержания вселенной, мироздания и блага всех живых существ.
Эта роль определена ему Ишварой в соответствии с его пониманием и склонностями его собственных энергий (шакти) играть.
Каждое его действие – ягья, подношение Богу, каждое слово – сутра, мантра и упанишада, каждый взгляд – даршан, каждый жест – мудра, каждая поза – йога.
Вся его жизнь – маха-ягья.
Его тело – иллюзорное тело (майя-рупа) Ишвары.
Он не только не действует, он живет в отличном мире от сансарных людей и их понятий.
У него совсем иное идение мира (лока-дришти).
Будучи телом как бы в мире людей, тем не менее, он живет в чистом измерении – мандале, мире, где вся земля – чистая страна девов и сиддхов, состоящая из драгоценностей, каждый камень – чинтамани, каждая гора – Меру, каждое дерево – калпа врикша, каждый звук – мантра, каждое здание – дворец Шивы (Шива-сабха), каждый человек – девата (божество).
Он играет, наслаждаясь ролью в мандале чистого ума.
Сейчас моя роль – играть роль учителя, учить учеников, строить храмы, создавать ашрамы.
Когда-нибудь эта роль, может быть, будет иной, например, наставлять сансарных богов или творить новые вселенные.
Но я сам больше никогда ничего не буду делать.
Это будет игра сознания и энергии Абсолюта (чит-шакти-виласа).
Это будут роли, данные мне Ишварой ради поддержания Дхармы и Риты (вселенского порядка).
Я же, сам будучи Абсолютом, буду только наблюдать это.
А, будучи игроком Ишвары, буду играть во все это с радостью.
Ученик (изумленно, с воодушевлением): Ни картритвы, ни карты, ни кармы... лила, виласа, маха-ягья...
Намастэ, намастэ, благодарю, гуру!! Я, кажется, начинаю что-то понимать!!
.
Учебно-ритритный ашрам "Видья Сагара":
Адвайтавадини Гири
+38 067-438-77-48, [email protected]